Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Выбор жертвы
26.03.2003 00:01
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Касьянов провел специальное совещание, посвященное реформе газового рынка. Напомним, что правительство должно было обсудить концепцию реформы отрасли еще в конце прошлого года.

Однако по распоряжению Владимира Путина вопрос был отложен, поскольку накануне председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер сообщил президенту о том, что предложения Минэкономразвития по выделению из структуры газового монополиста транспортной компании подрывают экономическую безопасность России.

Чиновники МЭРТ, однако, не испугались президентского гнева и накануне слушаний у премьера представили в правительство новый - еще более радикальный - проект реформирования газовой отрасли.

Концепция предусматривает полную либерализацию, которая должна пройти в три этапа. На первом, продолжительностью два-три года, предлагается: создать новую правовую базу работы газового рынка (правила функционирования оптового рынка газа, правила пользования инфраструктурой рынка и присоединения к газотранспортной системе новых пользователей); из структуры "Газпрома" выделить газотранспортную компанию и Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ); рассчитать и объявить сроки и размеры повышения цен на газ; разработать и опубликовать методологию установления тарифов на транспортировку газа, одинаковых для всех участников рынка.

Второй этап предполагает реальное начало функционирования рынка, в результате чего к 2007-2008 годам газ будет стоить от 33 до 42 долларов за 1000 кубометров (в 2003 году, по данным МЭРТ, цена газа составляет на внутреннем рынке 25 долларов). Главным результатом второго этапа реформы станет рост капиталовложений в разработку новых газовых месторождений, что принесет прирост добычи независимыми производителями на 10-12% в год.

Третий этап - полная либерализация рынка. При необходимости, отмечают авторы концепции, можно будет выделить из структуры "Газпрома" несколько независимых газодобывающих компаний.

То, как относится "Газпром" к предложениям Минэкономразвития можно сформулировать одним предложением. "Все позитивные последствия, которых ожидают авторы концепции МЭРТ от мер по выделению из состава 'Газпрома' различных компаний, могут быть достигнуты и другими путями", - говорит начальник пресс-службы "Газпрома" Игорь Плотников.

Предчувствие дефицита

Сама по себе необходимость перемен в газовой отрасли объясняется очень просто: если срочно что-то не предпринять, то в ближайшем будущем Россия столкнется с дефицитом газа. По оценкам МЭРТ, изложенным в концепции развития рынка газа, возможны два сценария развития ситуации. Первый - сохранение нынешнего положения, когда цены на газ держатся на низком уровне, "не допускающем возникновения серьезных экономических стимулов для экономии". В этом случае рост спроса на газ может составлять 3-4% в год и вырасти до 455 млрд кубометров уже в 2005 году.

С учетом стабильного падения добычи в "Газпроме" и слабого роста (лишь на 4-5% в год) добычи независимыми производителями это угрожает дефицитом газа и ресурсными ограничениями для развития целого ряда газопотребляющих производств - электростанций, котельных, химических, нефте- и газохимических и металлургических производств. Единственный выход - увеличение добычи или сокращение спроса. А это возможно только при реализации второго сценария, предусматривающего либерализацию цен на газ. При этом, по мнению аналитиков МЭРТ, под воздействием роста цен спрос будет увеличиваться только в пределах 1-1,5% в год, а наиболее крупные потребители газа будут инвестировать средства в снижение газоемкости производства.

Инвестиции в экономию газа, по оценкам авторов концепции, становятся окупаемыми начиная с цены 35 долларов за 1000 кубометров газа. В результате объем потребления газа на внутреннем рынке не превысит 430 млрд кубометров в год, а это количество "Газпром" и независимые производители обеспечить смогут. То есть дефицита удастся избежать.

Что касается необходимости увеличения цены, "Газпром" полностью согласен с МЭРТ. "Мы утверждаем, что инвестиции не идут в газовую отрасль на девяносто процентов потому, что регулируемая государством цена на газ ниже себестоимости, - говорит Игорь Плотников. - Соответственно, ни один инвестор не вкладывает деньги в увеличение добычи газа, потому что, чем больше он будет вкладывать, тем больше будут его убытки. После того как газ начнет продаваться по нормальной цене в соответствии со спросом и предложением, эта отрасль станет инвестиционно привлекательной и добыча вырастет".

А вот дальше взгляды газового монополиста и Минэкономразвития кардинально расходятся. "Газпром" считает, что достаточно просто повышать тарифы. "Надо, чтобы стоимость газа равнялась себестоимости плюс норма прибыли, - говорит Игорь Плотников. - Таким образом, газ должен стоить тридцать-сорок долларов в центре России. Тогда все проблемы, препятствующие развитию газового рынка, будут решены". А по мнению аналитиков МЭРТ, либерализация цен при условии сохранения монополии "Газпрома" приведет только к быстрому и непрерывному росту цен на газ - до 50 долларов уже в 2007 году.

Сила и слабость монополии

В основе столь безрадостного прогноза два обстоятельства. Во-первых, "Газпром" неэффективен с точки зрения бизнеса. Доказательством тому является его астрономическая задолженность, превышающая 14 млрд долларов. Сегодня у "Газпрома" нет никаких стимулов развивать, например, газотранспортную систему, в чем чрезвычайно заинтересовано множество крупных российских компаний - от нефтяников до основных промышленных потребителей.

Во-вторых, система установления тарифов на газ, которую лоббирует "Газпром", то есть "все издержки плюс некоторая норма прибыли", неизбежно будет стимулировать и дальнейшее увеличение неэффективности "Газпрома" через раздувание издержек, с одной стороны, и соответствующий рост тарифов на газ - с другой. Единственным препятствием для этого в условиях сохранения монополизма "Газпрома" может быть политическая воля руководства страны, но это слабая и ненадежная гарантия.

"Злоупотреблять монопольным положением компания не будет, - возражает Игорь Плотников. - 'Газпром' не сможет продавать в России газ по пятьдесят долларов, в то время как туркменский газ будет стоить сорок". Однако к этим 40 долларам надо прибавить деньги, которые "Газпром" возьмет за прокачку туркменского газа по своим газопроводам, а тариф он может назначить практически любой. К тому же рост спроса на туркменский газ неизбежно вызовет соответствующее его удорожание. Так что и 50, и более долларов отнюдь не кажутся запредельными, сохранись сегодняшняя ситуация в российской газовой промышленности.

По мнению МЭРТ, единственный способ ограничить рост газовых тарифов - это запустить механизмы рыночной конкуренции, что позволит сохранить цены на уровне 35-46 долларов, поскольку, по оценкам Минэкономразвития, "уровень цен в сорок шесть долларов и больше превышает возможности большинства потребителей". Так что независимые операторы рынка не смогут превысить этот порог из-за перспективы отсутствия сбыта либо лавинообразного роста неплатежей за отпущенный газ.

Окончательный диагноз

Как и предполагалось, никаких окончательных решений на совещании у премьера принято не было: Минэкономразвития получило задание до 1 мая подготовить сравнительный анализ двух вариантов реформирования российского рынка газа.

Однако, как сообщают участники совещания, оба варианта предусматривают выделение из структуры "Газпрома" газотранспортной составляющей, а основные различия будут касаться механизмов регулирования цен на газ - либо введение свободных цен с одновременным стимулированием конкурентных отношений в отрасли, либо сохранение государственного регулирования тарифов. Впрочем, как бы то ни было, "Газпром" в нынешнем виде, похоже, доживает последние месяцы.
Эксперт , 26.03.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru