Премьер Михаил Касьянов заждался расчетов по налоговой реформе и вчера подписал поручение, призвав в первую очередь Минфин и его главу вице-премьера Алексея Кудрина, а также Минэкономразвития и МНС «обеспечить безусловное выполнение решений правительства от 6 февраля, которые до сих пор не выполнены».
Чтобы Минфину легче было считать, премьер приложил к своему поручению два документа-подсказки. Одну из них -- от МЭРТ, другую -- от группы бизнесменов из Совета по предпринимательству при правительстве.
Документ из ведомства г-на Грефа хотя и перестал блистать прежней радикальностью в смысле снижения ЕСН и НДС уже в 2004 году (нынче МЭРТ допускает снижение этих налогов только с 2006 года), все же предлагает конкретные расчеты. Грефовцы признаются: «Снижение ставки НДС может стать благоприятным структурным сдвигом в распределении налоговой нагрузки, хотя окажет умеренное воздействие на рост инвестиций. Большее воздействие эта мера окажет на обрабатывающую промышленность: машиностроение -- до 5,8%, легкая -- до 6,7%, пищевая --до 3,2% в год».
Собственно, то, что доктор прописал, только непонятно, почему нужно ждать два года. То же самое примерно экономисты пишут и про социальный налог: «Снижение ставки ЕСН даст больше преимуществ перерабатывающим отраслям и отраслям, производящим услуги».
Помимо предложений экономического ведомства премьер порекомендовал Минфину рассмотреть предложения предпринимателей, где изложена новая схема расчетов по НДС: введение специальных счетов. Лишь одна эта мера, по оценкам экспертов из Совета по предпринимательству при правительстве, делает прозрачными все схемы, связанные со взиманием НДС, и увеличивает поступления в бюджет в 2--4 раза. Что позволяет снизить нынешнюю высокую ставку НДС с 20 до 15%, а может быть, и ниже.
Как на сей раз откликнется г-н Кудрин на поручение г-на Касьянова, сказать пока сложно, поскольку предыдущие дискуссии выглядели не слишком продуктивно. При этом по мере «возгонки» конфликта возникало ощущение, что на ринге должен наконец появиться рефери -- Кремль. И действительно, хотя и после очень продолжительной паузы, удалось расслышать некие замечания (что называется, мысли вслух) из-за Кремлевской стены.
Высокопоставленный чиновник администрации президента на днях отметил, что «есть некий общественный консенсус, что исполнительная власть, мягко говоря, непродуктивна». Понятно, что высокопоставленный кремлевский сотрудник имел в виду вовсе не свой ковчег, а именно здание на Краснопресненской набережной. Кремлю не нравится в последнее время, как работает правительство: оно нерешительно, не может, что называется, собраться с мыслями по поводу налоговой и иных реформ и представить сколько-нибудь внятные расчеты по этим проблемам.
«Мы понимаем, -- отметил высокопоставленный сотрудник администрации президента, -- что процесс налоговых изменений должен быть мучительным и не быстрым. Так оно у нас и получается. Но он должен приводить к каким-то конкретным результатам». Обилие провозглашаемых идей и подходов, считает он, таким результатом явно не является. «К тому же о серьезных изменениях в налоговой системе хорошо бы предупреждать общество и бизнес заранее».
При этом высокопоставленный чиновник Кремля не связывает просчеты правительства с теми или иными персоналиями. Выражая недовольство нерешительностью главы кабинета министров, к примеру, в деле проведения налоговой реформы, он одновременно подчеркивает: «Я не вижу более вменяемого и менее подверженного навязчивым идеям человека в правительстве». В свою очередь, реагируя на конфликт премьера с вице-премьером, президент, как говорят, заметил, что не стоит сводить все проблемы правительства к упрямству г-на Кудрина.
В итоге в Кремле дают понять: хотя взаимоотношения руководителей кабинета и несколько зашкалили за дозволенную кризисную шкалу, все-таки придется и дальше жить вместе. Других писателей у Кремля для Белого дома нет.
Время новостей ,
19.03.2003