Замминистра экономического развития Андрей Шаронов в конце прошлой недели сообщил, что 12 марта его ведомство внесло в правительство новый вариант концепции развития рынка газа, в котором «учтены пожелания президента».
По его словам, число разногласий между «Газпромом» и МЭРТ по документу (из-за них неоднократно переносились обсуждения вопроса кабинетом министров) «существенно сократилось». Однако, как удалось выяснить газете «Время новостей», помимо ряда компромиссов с монополией ведомство Грефа добавило в текст концепции пункты, которые всегда подразумевались в рамках логики реформы, но были настолько «смелы», что до сих пор не находили своего отражения в документах.
Прежде всего речь идет о возможной демонополизации добычи и сбыта газа. «В среднесрочной перспективе в зависимости от степени конкурентности рынка, обеспеченной за счет развития независимых производителей, может встать вопрос о необходимости проведения демонополизации сфер добычи и сбыта газа, направленной на создание в рамках газового рынка эффективной конкуренции и предотвращение его либерализации в условиях сохраняющейся монополии», -- говорится в концепции, текст которой имеется в распоряжении редакции.
В предыдущей версии, направленной в правительство в декабре прошлого года, речь шла лишь о необходимости выделить в рамках «Газпрома» в отдельное юридическое лицо, а значит -- в отдельный бизнес, инфраструктуру отрасли (транспорт, хранение и диспетчеризацию газа). И хотя против этих требований горячо протестовал концерн, они сохранились и в обновленном варианте.
Судя по всему, к более жестким формулировкам Германа Грефа подтолкнули действия «Газпрома», который конструктивному диалогу предпочел методы кулуарной борьбы (вспомнить хотя бы письмо главы концерна Алексея Миллера Владимиру Путину накануне декабрьского заседания правительства, где министерство обвиняется в лоббировании интересов частного бизнеса в ущерб государству и отрасли). Причем, как сообщил газете «Время новостей» источник в Минэкономразвития, сначала ведомство даже намеревалось обозначить демонополизацию сбыта и добычи в качестве обязательных мер. И появление этого требования в сослагательном наклонении -- как раз и есть один из компромиссов с «Газпромом», о которых упомянул г-н Шаронов.
По мнению авторов документа, возможны несколько путей демонополизации добычи и сбыта газа. Во-первых, «через ужесточение норм законодательства о недропользовании в части увеличения размера платежей за не освоение месторождений». Поскольку концерн из 150 с лишним лицензий на сегодняшний день реально работает лишь по 80, это грозит для него серьезными потерями запасов. Во-вторых, «формирование центров затрат и прибылей в газодобывающих дочках «Газпрома». В-третьих, выделение из концерна «нескольких независимых газодобывающих компаний», созданных на базе его «дочек», «с соблюдением корпоративных процедур». Кроме того, возможно «введение ограничений рыночной концентрации в оптовом и розничном сбыте газа».
Фактически концерну намекнули, что если монополист и дальше будет всеми силами сопротивляться либерализации рынка газа и развитию независимых производителей, то его «принудительно разделят на несколько компаний, положив конец монополизму». Владимир Милов из Института стратегических исследований ТЭК приветствует, что Минэкономразвития хватило смелости включить эти пункты в официальный текст концепции. При этом он не видит здесь противоречий со словами президента, сказанными на 10-летии «Газпрома». «Если вы помните, еще во время своей предвыборной кампании Владимир Путин заявлял, что никакого расчленения естественных монополий не произойдет, -- говорит эксперт. -- Но при этом он четко сказал, что они будут реструктуризированы». Поэтому, как считает г-н Милов, слова президента о том, что государство не поддержит никаких планов по расчленению «Газпрома», не исключают реформирования компании с целью создания нормального конкурентного рынка и повышения ее прозрачности и эффективности. Руководство же концерна предпочитает видеть в этом табу на какие-то ни было действия в отношении компании.
К компромиссам можно отнести «исчезновение» из концепции ряда «обидных» для «Газпрома» пассажей. В частности, в новом варианте по сравнению с декабрьской версией нет блока, посвященного сверхлимитным поставкам, где констатировалось наличие «серых», коррупционных схем создания искусственного дефицита балансового газа и его замещение более дорогими сверхплановыми поставками. Но главным «подарком» концерну следует признать появление в концепции принципа «симметричных» поставок газа. «Независимым производителям газа может быть также обеспечен доступ к распределению доходов от продажи газа на экспорт пропорционально объемам газа, сданным в систему магистральных газопроводов (с учетом сохранения принципа единого контрагента по долгосрочным поставкам газа на экспорт) с одновременным определением мер симметричного распределения социальной нагрузки», -- говорится в концепции.
Выполнение социальной функции (обязанность поставлять газ по регулируемым тарифам внутри страны, в то время как независимые уже давно имеют право поставлять по свободным ценам) всегда было одним их главных контраргументов «Газпрома» в ответ на требования Минэкономразвития гарантировать недискриминационный для всех участников доступ к инфраструктуре отрасли. Источник в МЭРТ сообщил, что в министерстве давно были готовы уступить «Газпрому» в данном вопросе и сейчас просто документально зафиксировали этот компромисс.
Однако и здесь не обошлось без ложки дегтя для монополиста. «На период сохранения института регулируемых цен возможно использование механизма утверждения государством обязательного для исполнения баланса поставок газа и его потребления по регулируемым ценам», что означает передачу полномочий по утверждению лимитов газа госорганам.
Сейчас этим занимается «Газпром», а Минэкомразвития и Минэнерго визируют только самый общий вариант газораспределения по секторам экономики. Воплощением идеи передачи полномочий утверждения баланса поставок ведомство Грефа «озаботилось» после того, как министр на совете директоров концерна выступил с жесткой критикой нового порядка реализации газа внутри страны, который Алексей Миллер ввел своим знаменитым приказом №129 (газета «Время новостей» в январе--феврале подробно рассказывала о его судьбе). Тогда директора «Газпрома» поручили правлению совместно со специалистами Минэкономразвития подготовить и представить им на рассмотрение другой документ. По словам нашего собеседника, в министерстве сейчас думают над тем, как можно обеспечить эффективный госконтроль в этой сфере.
Зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов в конце прошлой недели уже озвучил позицию концерна по данному вопросу. В качестве компромисса он предлагает передать право утверждать ежегодный баланс распределения газа в России от Минэкономразвития совету директоров компании. В министерстве скептически отреагировали на эту идею. «Это исключительно желания «Газпрома», -- сказал газете «Время новостей» близкий к рабочей группе источник. -- Совет директоров будет не в состоянии детально разбираться в тонкостях составления баланса, а значит, станет также штамповать его, как это сейчас делают министерства».
Представители «Газпрома» в выходные были недоступны для комментариев. В то же время следует отметить, что все предложения концерна, которые были публично озвучены ответственным за это г-ном Рязановым, учтены. Симметричная социальная нагрузка, утверждение долгосрочной программы повышения цен на газ, отмена акциза, формирование экономически обоснованного тарифа на транспорт газа, который позволит инвестировать в поддержание и модернизацию инфраструктуры, -- все это есть в тексте концепции. Просто в министерстве считают, что эти меры будут консервировать существующую систему и увеличивать доходы монополиста, а не развивать рынок газа, на что, собственно, и нацелена реформа.
Три сценария либерализации цен на газ
Первый сценарий предполагает поочередную либерализацию цен для потребителей разных отраслей. В отношении каждой отрасли определяется и публикуется срок либерализации цен, предполагающий наличие адаптационного периода, в течение которого у потребителей появится возможность внедрения газосберегающих технологий. Этот период должен составлять не менее полутора лет для электроэнергетики, от двух до четырех лет для остальных групп, не относящихся к категориям потребителей, в отношении которых регулирование цен сохраняется...
Второй сценарий предусматривает формирование двухсекторного оптового рынка газа. В нерегулируемом секторе осуществляется продажа газа независимых производителей и эквивалентного объема газа «Газпрома». На первом этапе здесь будет реализовываться около 100 млрд куб. м в год. Покупателями в этом секторе будут все, кто потребляет в год не менее 500 млн куб. м сверхлимитного газа.
Цена в этом секторе рынка определяется на основе спроса и предложения и не регулируется государством (на первом этапе возможно установление предельного уровня цен).
В регулируемом секторе осуществляется продажа газа по регулируемым государством ценам, которые формируются на основании формулы привязки к цене нерегулируемого сектора с поэтапным сокращением разницы цен в этих секторах и полным выравниванием цен в течение трех лет. Лимиты потребления в регулируемом секторе фиксируются на основании средневзвешенных объемов оплаченного газа за последние три года и ежегодно пересматриваются в сторону уменьшения в объемах, определяемых правительством, равномерно для всех потребителей с конечной целью вывести всех потребителей в нерегулируемый сектор в полном объеме по истечении трех лет.
Третий сценарий предусматривает полную и одномоментную либерализацию цен на газ. При этом весь объем газа на внутреннем рынке реализуется по свободным ценам при условии обеспечения равного доступа к системе магистральных газопроводов всех участников рынка газа.
На практике этот сценарий способен создать достаточно быструю мотивацию инвестиций в новые проекты в области развития газодобычи и стимулировать дальнейшую эволюцию спроса на газ по энергоэффективному сценарию. При этом расчеты, приведенные ниже, свидетельствуют, что последствия либерализации для экономики не будут значительными.
Время новостей ,
17.03.2003