Кадровая и структурная революция в силовом блоке, к которой президент Путин месяц назад обещал -- правда, лишь одним милиционерам -- не прибегать, вчера все же свершилась.
Утром на состоявшемся в Белом доме совещании с членами правительства президент как бы в рабочем порядке объявил, что у нас в стране от требований жизни отстают два стратегически важных направления -- противодействие наркотикам и борьба с терроризмом.
В связи с этим г-н Путин зачитал список подписанных им указов, призванных исправить положение. Указы же эти если не перевернули, то как минимум серьезно перекроили всю сложившуюся в России за последнее десятилетие правоохранительную систему.
Главным событием стала полная ликвидация Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП), созданной еще в 1992 году и занявшей с тех пор казалось бы прочное место среди силовиков. Налоговая полиция теперь исчезает как класс -- вместо нее заниматься налоговыми преступлениями поручено милиции. МВД в свою очередь потеряло подразделение по борьбе с наркобизнесом -- Государственный комитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (Госнаркон), созданный прошлой осенью на базе профильного милицейского главка.
Теперь сам Госнаркон переедет в правоохранительной системе на место налоговой полиции, получив в свое распоряжение всю ее материальную базу и штатную численность. Примечательно, что при этом антинаркотическая спецслужба получит не просто самостоятельность на федеральном уровне, но и «растолстеет» почти в пять раз. На данный момент в системе МВД борьбой с наркобизнесом занимались около 8 тысяч человек, теперь же численность достигнет 40 тысяч.
Формально упраздняется и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), функции которого должны быть распределены между ФСБ и Минобороны. Самостоятельности лишилась и Федеральная погранслужба (ФПС), которая передается в ведение все той же ФСБ. Изменения не обошли и Министерство обороны. В его структуре, как объявил президент, надлежит создать Государственный комитет по государственному оборонному заказу с функциями единого заказчика по обычным вооружениям.
Согласно официальной версии, озвученной пресс-службой президента, преобразования в силовом блоке «связаны прежде всего с необходимостью ликвидировать дублирование функций, разрастанием аппаратов, оптимизацией расходов», а также необходимостью усиления координации работы силовых ведомств. Все это, как предполагается, делается в соответствии с логикой административной реформы.
Комментарии и оценки предпринятой крупномасштабной «рокировки» вчера звучали самые разные. Так, многие, в том числе в правительстве, восприняли их как удачный ход президента и пример того, как можно быстро сократить количество ведомств, -- все-таки количество силовых служб уменьшилось сразу на две. А источники в самих спецслужбах, а также представители правых в Думе расценили перестановки как явное перераспределение «мощностей» между силовиками в пользу госбезопасности. Член фракции СПС Борис Надеждин сказал, что видит в этих шагах «резкое усиление веса ФСБ, которая приобретает черты бывшего КГБ СССР».
И действительно, обновленной ФСБ теперь не хватает лишь «9-го управления» (нынешней ФСО -- подразделение по охране высших лиц государства) и Службы внешней разведки (в прошлом -- 1-е Главное управление).
Как известно, после 1991 года на волне демократии и страха перед монстром ЧК--НКВД--КГБ влияние госбезопасности в стране постоянно ограничивалось. Численность ФСБ снизилась примерно до 40 тыс. человек, причем она была лишена «войсковой» составляющей. Теперь же ФСБ прирастает 200-тысячной армией пограничников, причем с собственной бронетехникой и авиацией. Кроме того, несмотря на указ об упразднении ФАПСИ, сама эта служба вовсе не исчезает, а, по данным наших источников, фактически в полном составе переходит в структуру той же ФСБ. Некоторые особо отметили этот факт в связи с приближающимися выборами, а также тем, что именно специалисты ФАПСИ создали и отвечают за работу ГАС «Выборы».
С другой стороны, МВД получило вместо «ударного» антинаркотического подразделения (в борьбе с наркотиками нераскрытых преступлений практически не бывает, и рапортовать можно только о победах) «проблемную» службу налоговых преступлений. Кроме того, нельзя забывать, что над МВД висит дамоклов меч административной реформы, которая среди прочего предусматривает разделение министерства на криминальную полицию (федерального подчинения), милицию общественной безопасности (компетенция региональных властей) и национальную гвардию (на базе нынешних внутренних войск).
Время новостей ,
12.03.2003