|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
"Я -- инструмент в руках президента"
21.02.2003 00:01
Процесс слияния регионов, стартовавший в российской глубинке, породил в обществе массу предположений о будущем устройстве России. Снова в ходу гипотеза о формировании на основе федеральных округов семи укрупненных субъектов Федерации.
Заодно обсуждается вопрос о дальнейшей миссии окружных полпредств в связи с "реформой Козака". То ли они станут "локомотивами" предстоящих преобразований, то ли их потихоньку упразднят. Своим видением ближайших перспектив делится с "НГ" полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. - Георгий Сергеевич, федеральным округам и окружным полпредствам почти три года. Возложенная на вас задача -"исправление" регионального законодательства - практически решена. Не пора ли сворачивать работу? Или федеральные округа станут основой будущей Федерации? - Об этом много говорят. Есть и сторонники укрупнения регионов до семи округов, но пока это теория. Во всяком случае, задачи такой не поставлено. Об изменениях нашей работы, а тем более границ субъектов Федерации в этой связи, говорить не приходится. Акценты меняются - задачи остаются те же. Это контроль за соблюдением решений высших органов власти и соответствием местного законодательства федеральному, проведение внешней и внутренней политики президента РФ, обеспечение кадровой политики, контроль за состоянием национальной безопасности, оперативное информирование президента о тех или иных изменениях ситуации. Изначально главной задачей было приведение местного и федерального законодательства к единому знаменателю. Сегодня один из приоритетов - построение на этом фундаменте единого экономического пространства. Но законодательные органы субъектов Федерации не сидят сложа руки, законотворчество - процесс непрерывный. Не всегда эта работа идет в рамках, определенных федеральной властью. То же самое и на уровне органов местного самоуправления. За последние годы мы подняли пласт из более 10 тысяч актов, которые вообще никаким законам не соответствуют. Проблему почти устранили, но она возникает снова и снова. - Замкнутый круг? - Это временно. Страна переживает переходный период, четкого взаимодействия региональных и местных властей, когда каждый отвечает за свой участок работы, пока нет. Исправить положение к лучшему, на мой взгляд, должен пакет законопроектов по разграничению полномочий. Конечно, его на местах не все адекватно воспринимают. Опасения понятны: ответственность - тяжелое бремя. Но я считаю, что руководителей региональной исполнительной власти и депутатов Законодательных собраний удастся убедить. - В "пакете Козака", кстати, отсутствует такая административно-территориальная единица, как федеральный округ. И полпредствам никаких функций там не определено. На каком же основании вы собираетесь контролировать ход этой реформы? - Федеральный округ - это не административно-территориальная единица. Такой единицы никто не создавал. По Конституции президент может иметь представителей в регионах, и было принято управленческое решение: 7 представителей удобнее, чем 89. Прежняя система была не столь эффективной. Я тогда работал полпредом в Ленинградской области, мои функции носили в основном представительский характер: поздравить, вручить, доложить. Сведения о реальном положении дел на местах шли к президенту по длинной "цепочке". Не исключено, что на заключительном этапе изначальные данные "корректировались". Сегодня информация поступает напрямую. Наша задача - не перекроить, а объединить Россию, координировать деятельность структур федеральной власти на территории округа, контролировать ситуацию. Мы ее четко выполняем. - Вы наверняка знакомы с последними инициативами Федеральной службы налоговой полиции. ФСНП приняла инструкцию, по которой с "лицами, склонными к совершению преступлений", будут проводить "воспитательные и предупредительные работы с привлечением общественности". Что вы как бывший работник налоговой полиции думаете об этом? - Если это действительно так, я считаю это неправильным. До тех пор, пока не завершено следствие, обнародовать любые сведения неэтично. У каждого человека есть семья. В СМИ, кстати, модно стало поощрять эту нехорошую практику: о возникающих проблемах тут же сообщать всему свету. Тем самым оказывается давление на общественное мнение. Многие уголовные дела заканчиваются ничем или полным оправданием, но до этого в течение нескольких лет о подозреваемых пишут нелицеприятные вещи. Сегодня под моим контролем Генпрокуратура, и ее областные отделения ведут ряд уголовных дел в отношении конкретных лиц, в том числе людей, занимающих солидные посты в органах исполнительной власти как Москвы, так и других субъектов ЦФО. Предмет подозрений - коррупция. Дела сложные. Ряд нарушителей, которых было можно привлечь, мы привлекли к суду. Но я считаю, что давать информацию о такой работе могут только структуры, непосредственно ею занимающиеся. Кстати, это проблема в том числе и кадровой политики. Кадры - больной для нас вопрос. Что касается органов правопорядка, мы постоянно анализируем и вносим предложения по их кадровому укреплению. Многое надо менять. - Скажите, а замена региональных лидеров входит в ваши обязанности? - Нет, не входит. Есть контроль за соблюдением выборного законодательства. Губернаторов, слава богу, народ выбирает. Не всегда, правда, так чисто, как хотелось бы. - Но чистоту обеспечиваете именно вы. А на выборах - вечные скандалы, некоторых кандидатов вообще снимают... - Снимают по закону. Наша задача проконтролировать, чтобы это было действительно так. - Многие эксперты, вспоминая "силовое" прошлое полпредов, упрекают их в подмене полномочий правоохранительных органов. Каково ваше мнение? - Сегодня я не занимаюсь оперативно-разыскной деятельностью. Есть отдельно прописанная функция: "координация деятельности правоохранительных органов". Я контролирую объективность и эффективность этой работы. - А кто, по вашему мнению, был слабым звеном в пресловутой ситуации с "Норд-Остом"? Кто должен нести за это ответственность? - Отвечать должны в первую очередь террористы. Я считаю, что это промах и тех структур, которые должны заниматься обеспечением безопасности граждан. Есть вина и владельцев комплекса, где проходило шоу. - Из ваших ответов следует, что полпред, контролируя все и вся, остается при этом "над схваткой". - Не делайте из нас политиков - мы чиновники. Человеку, который, скажем, делает мебель, без определенного набора инструментов не обойтись. Вот я - такой "инструмент" в руках президента России. Он создал институт полпредов, чтобы иметь с мест четкую объективную информацию. Мы ее собираем, докладываем президенту, а он на основании этой информации принимает решения. По большому счету мы приближаем президентскую власть к территориям. В ЦФО это не так заметно - столица близко. А возьмите Дальний Восток: раньше губернатор по любому вопросу ехал в Москву, днями сидел в разных приемных. А теперь многие проблемы он может решить прямо на месте - там есть полпред Константин Пуликовский. - Но, судя по высказываниям некоторых региональных лидеров, им такое посредничество не очень нравится. Егор Строев, в частности, считает, что "полпреды от своих прямых функций контроля за федеральными органами на местах потянулись к бюджетам регионов, а вслед за этим - к распорядительным и хозяйственным функциям управления. Но не к самым тяжелым, как жилищно-коммунальная реформа или выплаты заработной платы, а начали вмешиваться в экономику регионов, в то, как распределить деньги". - Сегодня у нас с Егором Семеновичем абсолютно четкое конструктивное взаимодействие. Я считаю себя партнером всех руководителей подведомственных мне регионов. И стараюсь им только помогать в решении их проблем и задач. В том числе и социальных. Мы не подменяем - мы контролируем. Не будет благополучия регионов, если мы не обеспечим рыночные реформы правовой базой. Вот губернатор Брянской области Лодкин - коммунист, казалось бы, должен рынку сопротивляться. Но на последнем Госсовете он встал и сказал: надо активнее осуществлять президентские реформы. Мы не оттягиваем на себя ни правительственные, ни региональные полномочия, не занимаемся распределением финансовых средств. Но мы участвуем в разработке программ социально-экономического развития как округа в целом, так и отдельных территорий. Налаживаем взаимодействие ветвей власти. В мои задачи не входит заставлять кого-то на местах делать то или иное, но координировать эту работу я обязан. Оборонную промышленность возьмите: заводы стоят, заказов нет. Получить госзаказ или привлечь иностранных инвесторов - это дипломатия. На этой неделе мы приглашаем глав регионов на совещание с министром Ильей Клебановым по проблемам оборонно-промышленного комплекса. Успех на переговорах между двумя "обособленными" сторонами может обеспечить лишь беспристрастный "арбитр". Многие проблемы, которые раньше не решались, оказалось легче преодолевать сообща. Москва, например, сегодня инвестировала в экономику округа порядка 300 миллионов долларов. Раньше провинция этих денег не увидела бы, а теперь и отстающим стимул дан, и Москве сторицей вернется. - Некоторые губернаторы высказываются за "сшивание" субъектов Федерации. Самыми близкими и благополучными сегодня являются Москва и Московская область. Они близки настолько, что их руководители периодически не могут разобраться, в чьем ведении находится та или иная собственность. Может быть, решением проблемы станет их объединение? - Возможно, со временем это слияние произойдет, но только после того, как мы отработаем нормальную схему управления такими крупными регионами. Москва - восемь с половиной миллионов человек и шесть с половиной - Подмосковье. Итого 15 миллионов. При всем том, что в целом Москва и область в экономическом плане выглядят весьма благополучно, это еще не значит, что все здесь хорошо. Масса проблем, которые, может быть, и можно решить при наличии двух разных субъектов РФ. Если все смешать - трудности могут только усугубиться. Поэтому слияния столицы и столичной области в этом году не ждите. Социальные проблемы механическим сращиванием территорий не решить. - В ЦФО - самые низкие зарплаты по России. Полпреда это беспокоит? - Проблема есть. Причина такова: в ЦФО, где сосредоточен в основном реальный сектор экономики, делают конечный продукт. Чтобы его продать, нужно обеспечить соответствующее качество и соответствующую себестоимость. То есть постоянно модернизировать производство. А у нас этого не происходит, потому что инвестиции идут с трудом. Львиную долю инвестиций оттягивает на себя добывающая промышленность: она сегодня наиболее привлекательна, там материальная выгода сразу ощущается. А у нас в ЦФО практически единственный источник инвестиций - собственные средства предприятий. Этих средств не хватает, модернизация производства затягивается, а в результате и зарплата растет медленно. Кроме того, не все предприниматели сегодня думают о будущем, некоторые стремятся "выжать" из предприятий все без остатка, а не развивать их. СМИ опять же нагнетают обстановку, подкидывают непонятную информацию: то плохо, это не так, деньги идут не туда, чиновники жируют... - Чиновники сегодня активно занялись партстроительством. Скоро закон позволит должностным лицам вашего ранга состоять в партиях. Вы в какую пойдете? - Я беспартийный. И готов к конструктивному сотрудничеству со всеми. В свое время я был членом КПСС, но в силу известных обстоятельств прекратил свое членство. И больше у меня не возникало желания вступать в какую-либо партию. - То есть ни одна из партий вас не привлекает? Судя по тенденции, "государственники" стремятся в "Единую Россию". - Ни для кого не секрет, что одним из лидеров этой партии является мой бывший заместитель Александр Беспалов. У меня с ним добрые личные отношения. Честно скажу, мне "Единая Россия" импонирует. Но насильно вступить в эту или иную партию меня никто не заставит. Я человек достаточно свободолюбивый и считаю, что у каждого могут быть свои убеждения. Их надо уважать. - В качестве полпреда вы курируете межрегиональную депутатскую группу (создана из депутатов, избранных от регионов ЦФО. - Прим. ред.). Что значит ваше кураторство? Вы рекомендуете депутатам, как им голосовать? - Вот депутатов мы как раз не контролируем. Мы сотрудничаем с ними. Доводим до них мнение, в том числе и простых людей, которые нам пишут. Есть много дельных предложений. Мы их анализируем и суть идей рекомендуем изучить. Как я могу рекомендовать депутатам голосовать? Они абсолютно свободные люди. Они это делают так, как им совесть позволяет и как, они считают, будет лучше для избирателей. - Свободолюбивый характер не мешает вам следовать четким инструкциям "сверху"? - Мое сегодняшнее преимущество в том, что у меня мало начальников. Самый главный начальник - президент. А у этого начальника очень хороший стиль работы с подчиненными. Он никогда не принуждает - он убеждает. Он объясняет, если ты что-то не понимаешь, а не заставляет. В ответ на такое доброе отношение хочется стараться.
Независимая газета ,
21.02.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |