|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Минфин сдался Илларионову
20.02.2003 00:01
Минфин внес в Белый дом концепцию формирования финансовой копилки правительства. В нее попадут все сверхдоходы, которые государство получает при определенном уровне цен на нефть.
Тратить накопленные средства можно будет только через три года и на определенные цели: рефинансирование внешнего долга и проведение структурных реформ. Но у Минфина уже появились оппоненты. В ведомстве Германа Грефа полагают, что эти средства пригодятся для проведения налоговой реформы. Новое рождение старой идеи Идея стабилизационного фонда была озвучена еще несколько лет назад экономическим советником президента. Андрей Илларионов предложил правительственным чиновникам откладывать в копилку сверхдоходы, которые текут в российскую казну, если цены на нефть превышают 12 долларов за баррель. Этот резерв он предлагал пускать на погашение внешнего долга. Среднегодовая цена на "черное золото" тогда не опускалась ниже 18-21,5 доллара за баррель. Позже, в 2001 году, идею формирования стабилизационного фонда в своем бюджетном послании поддержал и президент. Однако кабинету удалось отбиться от рецептов Андрея Илларионова, и вместо стабфонда в бюджете 2002 года появился суррогат - финансовый резерв. Кабинет использовал его не только по назначению, то есть для погашения внешнего долга, но и в качестве запасной кассы на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Например, для финансирования восстановительных работ после пожаров и наводнений или помощи регионам в выплате зарплаты бюджетникам, то есть на финансирование кассовых разрывов бюджета. Фонд в три шага Теперь чиновники финансового ведомства решили четко прописать источники формирования стабфонда и цели, на которые его можно расходовать. По замыслу Минфина стабфонд будет формироваться в три шага: за счет поступающих в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (эти средства будут зачисляться в фонд день в день), налога на добычу полезных ископаемых (ежеквартально) и в конце года за счет сверхдоходов бюджета, которые будут образовываться в результате превышения фактической цены на нефть марки Urals над средней за последние десять лет. Например, для 2004 года такая цена отсечения может составить 18,5 доллара за баррель. Кроме того, в состав стабфонда уйдет и остаток финансового резерва, который на начало 2002 года составил более 127 млрд. рублей. Страховка от 12 долларов за баррель Полномочия по управлению и использованию средств фонда, скорее всего, будут прописаны отдельной главой в обновленном Бюджетном кодексе. На оперативные нужды тратить средства стабфонда будет нельзя. Но и идею Илларионова о том, что заначку следует пускать только на выплату внешнего долга, чиновники Минфина решили подкорректировать. "Пиковый платеж по внешнему долгу в 2003 году уже сглажен, и теперь необходимо обеспечить устойчивость бюджета от меняющейся внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочной перспективе", - говорится в тексте концепции Минфина. Ведь зависимость российской экономики от сырьевых ресурсов по-прежнему велика: более 55% экспорта приходится на ТЭК и порядка 40% доходов бюджета формируется за счет платежей, поступающих от нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности. Как пояснил вчера первый замминистра финансов РФ Алексей Улюкаев, принципы расходования средств фонда должны отличаться при благоприятной и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. В случае ухудшения ситуации на рынках стабфонд может послужить подушкой безопасности для бюджетных обязательств. А вот в благоприятные годы правительство сможет тратить деньги только на определенные цели: на замещение новых заимствований, досрочное погашение госдолга, позволяющее снизить затраты на ежегодное обслуживание, а также на проведение структурных реформ, например военной или ЖКХ. "Эти расходы в дальнейшем позволят снизить затраты бюджета", - объясняет логику Минфина Улюкаев. Впрочем, забраться в копилку будет не так просто. Минфин предлагает первые три года только откладывать средства фонда до уровня, который позволит покрыть бюджетный разрыв при падении цены на нефть до 12 долларов за баррель. По оценкам Минфина, для этого достаточно отложить 1,1 трлн. рублей, или 8,7% ВВП. Правда, это не означает, что в этот период и в благоприятные годы деньги в фонде будут лежать мертвым грузом. По словам Алексея Улюкаева, Минфин предлагает размещать их в депозиты в иностранной валюте и вкладывать в первоклассные ценные бумаги западных эмитентов. Минфин против Грефа Несмотря на то что документ уже внесен в правительство, Минфин пока не согласовал текст концепции со своим "главным" оппонентом - ведомством Германа Грефа. Претензии Минэкономразвития к Минфину в очередной раз уперлись в вопрос проведения налоговой реформы. В ведомстве Грефа посчитали, что средства из стабфонда необходимо использовать в качестве страховки для дальнейшего проведения налоговой новации. Но в Минфине наотрез отказываются учитывать эти "пожелания", ссылаясь на то, что просчитать риски от снижения налогов, в отличие от затрат на структурные реформы, фактически невозможно. По словам Алексея Улюкаева, сказать, кто после снижение ставки ЕСН выйдет из тени, а кто нет, нельзя. Тем не менее не исключено, что спорящим ведомствам все же удастся договориться. Во всяком случае, вчера Алексей Улюкаев не исключил, что в качестве компромиссного варианта Минфин может предложить сократить период накопления фонда с 3 до 2 лет, а предельный размер - с 8,7 до 6% ВВП.
Газета ,
20.02.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |