|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Кудрин против Касьянова
19.02.2003 00:01
В понедельник вечером Министерство финансов внесло в правительство проект концепции формирования стабилизационного фонда. Предлагается сделать фонд частью федерального бюджета, доверить управление его средствами Минфину и тратить на досрочное погашение госдолга, а также на важнейшие структурные реформы. Минфин считает, что снижение налогов к таким реформам не относится. У премьера Михаила Касьянова другая точка зрения.
Поручив вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину написать концепцию формирования стабилизационного фонда, Михаил Касьянов попросил подумать, как использовать накопленные деньги для снижения налогов. По замыслу премьера мягкая подпушка из доходов от благоприятной внешней конъюнктуры смягчит потери бюджета при снижении единого социального налога и налога на добавленную стоимость. Но Минфин, известный своей консервативной позицией в отношении налоговой реформы, не согласился с Касьяновым. "Просчитать потери от налоговой реформы невозможно. Это неосознанный риск, и тратить на него средства стабилизационного фонда неправильно, - объяснил замминистра финансов Алексей Улюкаев. По мнению авторов концепции, в годы неблагоприятной конъюнктуры (при цене нефти ниже $18,5 за баррель) средства фонда должны тратиться на компенсацию потерь бюджета. А в период высоких цен на нефть - на "осознанные риски". К таковым относятся досрочное погашение госдолга (текущие выплаты впредь будут проводиться только из бюджета), замещение новых заимствований и структурные реформы, которые позволят в будущем сократить расходы бюджета. Что имеется в виду под структурными реформами, Алексей Улюкаев объяснить затруднился - над такими деталями в Минфине пока не задумывались. В качестве примера г-н Улюкаев назвал военную реформу. Но прежде чем расходовать фонд, Минфин предлагает создать в нем финансовый запас, который позволит в течение трех лет покрывать разрывы в бюджетной системе, если цена нефти снизится до $12 за баррель. Такую сумму (8,7% ВВП, или более 1 трлн руб.) при благоприятной конъюнктуре Россия сумеет накопить за четыре года. То есть если фонд появится в 2004 году, финансировать с его помощью военную реформу можно будет не раньше 2008-го. Впрочем, в министерстве готовы пойти на компромисс и ограничить размер страхового резерва 6% ВВП - тогда период накопления финансового жирка снизится до трех лет. Процедуру принятия решения о расходовании средств фонда авторы концепции тоже не разработали. В Норвегии и других странах, где существуют стабилизационные фонды, такие решения утверждает парламент. В России такой демократии не допустят - Минфин готов доверить депутатам лишь законодательное утверждение направлений расходов. Расходовать деньги и управлять фондом Минфин предлагает поручить себе. А сам фонд сделать частью бюджета с неким независимым "субсчетом". "Возможности перетаскивать средства на счета бюджета у правительства не будет", - пообещал Улюкаев. Главный экономист ИК "Тройка -Диалог" Евгений Гавриленков не особенно в это верит: "Создается не стабилизационный фонд, а более прозрачный вариант финрезерва. Правительство хочет сохранить возможность оперативно управлять деньгами". Минфин также собирается заниматься инвестированием средств фонда, а корзину из валют и первоклассных бумаг иностранных государств будет раз в год определять правительство. "Чиновники не могут заниматься этим профессионально и оперативно, ситуация на мировых рынках меняется постоянно, - уверен Гавриленков. - Повторится история с деньгами Пенсионного фонда, которые совершенно бездарно размещаются в госбумаги". Три источника стабильности В стабилизационный фонд перейдут деньги, оставшиеся в финрезерве к 1 января 2004 года. В дальнейшем его предполагается формировать из трех источников. Первый: ежегодные перечисления допдоходов бюджета, образующихся за счет того, что фактическая цена нефти марки Urals превышает базовую. В качестве базовой принимается средняя цена нефти за последнее десятилетие (на 2004 год это $18,5 за баррель). Второй источник: поступления по налогу на добычу полезных ископаемых при превышении цен нефти базового уровня. Их предполагается направлять в стабфонд ежеквартально. Третий источник: доходы от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые будут поступать на счет фонда в режиме онлайн.
Известия ,
19.02.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |