В четверг на заседании правительства будет рассмотрен новый вариант программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, разработанной Министерством экономического развития.
При беглом просмотре не обнаруживается особенных различий между новым и старым текстом. Как пояснил замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, основные направления остались теми же, но достигать их предстоит другим путем. Реализация программы, полагают ее авторы, приведет к устранению перекоса в сторону сырьевого сектора, повышению конкурентоспособности как страны в целом, так и отдельных отраслей, и, следовательно, устойчивому экономическому росту.
Несколько лет рост будет держаться в пределах 4--5%, а с 2007 г. достигнет 7--8% в год. Несмотря на уверенность МЭРТ в достаточности предлагаемых ими мер, программа все же выглядит чересчур скромной для выполнения стоящей перед ней исторической задачи.
В тексте откровенно сказано, что при сохранении текущей ситуации, когда экономический рост завязан на нефтяных деньгах, уже с 2006 г. начнется замедление роста и даже спад. Идеология новой программы заключается в повышении конкурентоспособности экономики в целом, изменении структуры экономики (уход от пресловутой сырьевой зависимости) и изменении роли государства. Основные меры -- налоговая и административная реформы.
Очень важно, отметил замминистра, снижая налоги, не превратить страну в офшор. Видимо, этим опасением объясняется крайне незначительный объем подвижек в налоговой сфере. Общая идея заключается в том, чтобы понизить налоговую нагрузку для обрабатывающих отраслей путем снижения общих налогов с одновременным повышением налогов на сырьевой сектор. По словам г-на Дворковича, повышение ставки рентных платежей уже привело к повышению доходов государства на 1% ВВП. Однако предлагаемые меры практически ничем не отличаются от варианта налоговой реформы, забракованного Михаилом Касьяновым.
Большее количество мер предусмотрено в рамках административной реформы. Все ведомственные функции разделяются на правоустанавливающие, контрольно-надзорные и функции по оказанию госуслуг. Все они будут, насколько это возможно, разделены по разным ведомствам, чтобы избежать коррупции. Система финансирования также будет построена по функциональному признаку. Также необходимо снижать бюджетные расходы и реструктурировать государственные предприятия в самом широком смысле этого слова, и естественные монополии, и оборонку, и многочисленные ГУПы.
Основная ставка в программе делается на инвестиции. Причем инвестору, как убежден г-н Дворкович, достаточно увидеть, что государство готово проводить интересную ему политику. Для потенциальных инвесторов заготовлен целый список предложений, начиная от снижения таможенных пошлин на комплектующие и заканчивая установлением максимального срока согласования инвестиционных проектов тремя месяцами. В первую очередь поддержка будет оказываться секторам, способным быстро развить несырьевой экспорт, производителям импортозамещающей продукции и высокотехнологичным предприятиям.
МЭРТ намерен биться за выравнивание условий конкуренции, начиная от ликвидации льгот и преференций отдельным предприятиям, заканчивая недопущением барьеров для движения товаров, услуг и рабочей силы. И тут г-н Греф приготовил сюрприз московскому мэру Юрию Лужкову: «Существующие препятствия в виде прописки и регистрации губительно сказываются на экономике, формировании единого рынка труда на территории страны. Требуется дальнейшая либерализация, а в перспективе и отмена института регистрации». Первым шагом на этом пути, считают в Минэкономразвития, должен стать «исключительно уведомительный характер регистрации, отсутствие сборов за регистрацию, максимально упрощенная процедура».
Как воспримут среднесрочную программу другие члены правительства, пока неизвестно. МЭРТ внес ее без согласования с другими ведомствами. «На заседании правительства и выслушаем все критические замечания», -- сказал г-н Дворкович.
Время новостей ,
18.02.2003