Затягивание налоговых реформ больше недопустимо: имеющиеся финансовые резервы потребуются именно для снижения налогового бремени, а не для ускоренной выплаты внешнего долга.
Жилищно-коммунальное хозяйство переживает настоящий кризис, а реформа ЖКХ - это, по сути, блеф: ее придется продумывать заново. И, наконец, основные споры по реформе электроэнергетики позади: необходимо как можно скорее принимать пакет соответствующих законов, причем правительство готово отвечать за ход преобразований в энергетике.
Таковы, пожалуй, три основных тезиса вчерашнего выступления премьер-министра Михаила Касьянова на пленарном заседании Госдумы в рамках «правительственного часа».
Хотя правительственные споры о налогах далеко не окончены, сам факт, что премьер пришел в Думу со своей «налоговой декларацией», означает, что собственный - и теперь уже публичный - выбор он сделал. «В течение трех лет мы планируем снижать налоговую нагрузку на перерабатывающий сектор, чтобы придать импульс его развитию и снизить нашу зависимость от внешних рынков».
Из этого заявления следует, во-первых, что добывающим отраслям, и так неплохо заработавшим на мировой конъюнктуре, раскатывать губу уже не стоит. Во-вторых, что куда более консервативному в вопросах снижения налогов вице-премьеру Алексею Кудрину будет теперь очень сложно держать оборону.
И, в-третьих, что накопленный правительством финансовый резерв (или «стабилизационный фонд») предназначен в первую очередь в качестве страховки при налоговой реформе, о чем премьер сказал прямым текстом.
По сути, Михаил Касьянов повторил в Думе свой тезис, впервые озвученный им в интервью газете «Время новостей» (17 января), о том, что не следует без конца отвлекать ресурсы из России для выплаты внешнего долга: проблемы этого долга «больше не существует», его уровень понижен до приемлемого уровня, и мы не будем выбиваться дальше из сил, чтобы снизить его еще больше.
Совсем иная - неприемлемая - ситуация сложилась с российским жилищно-коммунальным хозяйством. «Кризис налицо», - констатировал премьер, допустив в дальнейших рассуждениях характерную оговорку. Заметив, что «реформа ЖКХ не дала тех результатов, на которые мы рассчитывали», он затем поддержал идею создания совместной комиссии правительства и депутатов по ЖКХ, сказав, что «такая комиссия должна будет отработать все детали предстоящей реформы».
То есть, с одной стороны, реформа оказалась безрезультатной, а, с другой, - она только предстоит. Противоречие понятно, поскольку эта реформа «на три буквы», вроде бы тлеющая аж с 1997 года, в нынешнем своем виде - просто призрак, пугающий население то дальнейшим ростом тарифов, то отменой льгот. Для модернизации коммунальных сетей и инфраструктуры ЖКХ, по оценке правительства, нужно было бы затратить в ближайшее пятилетие порядка 300 млрд рублей. Однако без появления новой экономической модели коммунального хозяйства, признал Михаил Касьянов, вкладывать эти деньги бессмысленно - их потратят впустую. И попутно обнародовал вполне революционную для нашего жилкомхоза идею: по крайней мере в некоторых регионах правительство хочет отказаться от строительства и использования центральных систем отопления. Чем дальше, тем больше становится ясным, что эта «фундаментальная основа» во многих случаях неэффективна: локальные системы отопления для одного или нескольких зданий выглядят куда привлекательнее и надежнее.
От коммунального хозяйства до энергетики - один шаг. Который тоже был сделан. Премьер попросил депутатов как можно скорее принять пакет законов по реформе электроэнергетики. Заметив, что все спорные моменты уже сняты и что он согласен с депутатскими поправками, Касьянов сказал: теперь этот пакет можно считать общим - и правительственным, и депутатским. И поскольку часть будущих решений по реформированию энергетики теперь будет возложена на правительство, «мы готовы отвечать» за это.
Собственно, именно этих поправок и не хватало Кремлю и Белому дому, чтобы принять решение и взяться за рубильник. Смысл поправок в том, что, сделав в реформе первый шаг, правительство имеет возможность «остановиться и оглянуться»: все ли так, и сделать второй. Консервативно, но понятно. По крайней мере, видны отличия от ЖКХ. А, с другой стороны, если рубильник передается в руки правительству, ему и отвечать. При таких параметрах во многом теряют смысл излюбленные дискуссии на тему, проиграл ли Анатолий Чубайс очередную схватку или выиграл. Попал ли он на прием к президенту или тот отстранился от споров.
Пакет законов по электроэнергетике во втором чтении Госдума должна рассматривать завтра.
«Поскольку закон действительно уже является не плодом правительства, а результатом совместной работы, оставлять отрасль подвешенной - значит, наносить вред электроэнергетике», - сказал корреспонденту газеты «Время новостей» члены группы «Народный депутат» Анатолий Аксаков (именно эта группа неоднократно выступала за перенос рассмотрения законов). По словам депутата, все центристские фракции готовы поддержать закон. Против будут голосовать депутаты КПРФ (которые намерены провести около Госдумы митинг протеста), Агропромышленной группы и «Яблока».
«Кардинальные наши требования в законе не отражены, - обяснил корреспонденту газеты «Время новостей» депутат фракции «Яблоко Игорь Артемьев. - В пакете нет закона об имуществе РАО ЕЭС, нет требований продавать акции РАО на открытых аукционах, не прописаны положения о непрофильных активах. Кроме того, мы опасаемся, что в результате создания монопольных структур в регионах могут возникнуть частные монополии».
В то же время он положительно оценивает курс правительства на снижение налогового бремени, заявление о котором также прозвучало вчера из уст Касьянова. «На эту тему уже давно ведется дискуссия между Грефом и Кудриным. Мы - на стороне Грефа. И то, что Касьянов хотя бы внешне встал на сторону Грефа, несомненно радует», - говорит Артемьев.
Фракция «Яблоко» также согласна с позицией премьера по реформированию ЖКХ.
Время новостей ,
13.02.2003