Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Предвыборный расклад на российском ТВ
29.01.2003 00:01
Проектная мощность

Было ли когда-нибудь наше телевидение лишь средством развлечения и информирования граждан -- большой вопрос. По крайней мере, любая власть --советская или пришедшая ей на смену российская -- всегда старалась использовать картинку на экране в своих политических целях. Вопрос лишь в том, насколько велики были возможности и в чем заключались мотивы властей предержащих, в равной степени стремящихся влиять на телепространство страны. И если при Советах перед телевидением ставилась масштабная задача тотальной идеологической обработки населения, то демократическим российским властям контроль за "ящиком" нужен был, в первую очередь, для решения более приземленной задачи -- удержания самой этой власти.

Телевидение не подводило. Ему были обязаны своими взлетами возникавшие к каждым выборам партии власти -- от гайдаровского "Выбора России" в 1993-м и черномырдинского "Нашего дома -- России" в 1995-м до безликого "Единства" образца 1999 года. Именно телевидение сыграло решающую роль в победе больного и непопулярного Бориса Ельцина над здоровым и, как казалось, имеющим все шансы выиграть на выборах 1996-го Зюгановым. Телевидение же прокладывало путь к вершинам власти Владимиру Путину, подвизавшись в осенне-зимний период 1999--2000 годов придать образ "спасителя Отечества" и "своего парня" малоизвестному тогда "очередному" премьеру.

Электоральная сила телевидения всегда базировалась на том, что в нашей огромной стране для многих российских граждан "ящик" по-прежнему остается единственным окном в мир. Особенно в глубинке, где людям не досуг задумываться о хитросплетениях высокой московской политики, где не читают "умных" газет и толстых журналов и никогда не проводят сравнительный анализ предвыборных обещаний и послевыборных дел.

Сообразили на двоих

Собственно, последние выборы -- в нынешнюю Госдуму и нынешнего президента -- стали классическим образцом использования телевидения в электоральных целях. Ключевую роль в пиар-кампании под лозунгом "Путин -- наш президент" сыграли два госканала, в ту пору называвшиеся ОРТ и РТР. Именно благодаря им главными персонажами предвыборных телерепортажей и аналитических программ стали Сергей Шойгу, ежедневно спасавший всех и вся, Юрий Лужков и Евгений Примаков, без устали толкавшие страну в мрачное советское прошлое, немного "правые" Сергей Кириенко и Борис Немцов, при любом удобном случае объяснявшие молодежи, кто именно по-настоящему "прав". И конечно же, сам Владимир Путин, всем своим поведением на телеэкране внушавший уверенность в завтрашнем дне, в величии России и конечной гибели "мирового зла" в лице чеченских террористов.

Главной отличительной чертой телевыборов сезона 2003--2004 годов, судя по всему, станет наличие всего двух крупных игроков на этом поле -- Первого канала и канала "Россия". В отличие от прошлого сезона, когда "старое" НТВ претендовало на то, чтобы формировать хотя бы у части зрительской аудитории альтернативный образ власти, сегодня желающих таким образом "сыграть в ящик" практически не осталось. Ведь, говорят, именно высказанное Гусинским в разговоре с Путиным предположение о том, что без поддержки НТВ и.о. президента никогда не станет главой государства, и стоило олигарху его медиа-империи.

Первый и Второй каналы, формально всегда находившиеся по контролем государства, только при Владимире Путине стали по-настоящему проводить государственную политику. Произошло это после того, как тихо и незаметно ОРТ лишился своего главного куратора -- Бориса Березовского, начавшего требовать за свою лояльность слишком уж высокой платы, а на РТР пришел "отец НТВ" Олег Добродеев, тут же начавший перетягивать на канал выпестованные им энтэвэшные кадры. С помощью которых информационно-политическое вещание ранее бесцветного и малоинтересного канала стало более насыщенным и вполне официозным.

Руководители этих каналов -- Константин Эрнст и Олег Добродеев -- за последние три года из простых, подотчетных Кремлю топ-менеджеров, по сути, превратились в тех, кто, в общем, и вырабатывает информационную политику Кремля. По крайней мере, на традиционных пятничных совещаниях руководителей СМИ в администрации президента, по отзывам отдельных участников таких "посиделок", Эрнст и Добродеев все чаще не столько получают, сколько сами раздают указания.

Парадоксально, но бывшие некогда конкурентами два "первых" канала постепенно превратились в полноценных партнеров. Вполне удовлетворенных выигранным ими на двоих тендером на пиар-поддержку главного политического заказчика страны. И напрочь забывших о выяснении отношений по поводу того, кто "более первый". Результатом такой консолидации медиа-ресурсов стало фактическое отделение Первого и "России" от всего остального телевизионного мира, не имеющего, в отличие от них, доступа к государственному эксклюзиву. В виде многочасовых "Прямых линий" президента с народом, в виде "горячих" интервью с ведущими госчиновниками, добывать которые остальным каналам гораздо сложнее, чем "первым". А также в виде предоставляемых только в распоряжение госканалов оперативных съемок спецслужб.

Таким образом, оставшаяся со времен Центрального телевидения зона распространения Первого и Второго каналов, охватывающих около 98% территории страны, была и остается важнейшим стратегическим ресурсом власти. Конкурировать с ним любым политтехнологиям, а равно и другим телеканалам просто бессмысленно.

Третьим будешь?

Традиционно третий по значимости канал НТВ, еще в ходе прошлых выборов ставший объектом для критики со стороны власти, по сути, до сих пор продолжает оставаться таковым. И третьим по значимости, и объектом для критики.

Изначально созданное в качестве "телевидения для интеллигенции", "телеканала для среднего класса", НТВ не утратило своего места в первой тройке лидеров экрана, несмотря на многочисленные изменения, происшедшие на канале за последние несколько лет. Просто потому, что другого такого -- альтернативного государственным -- канала в России просто не существует.

А без него (и власть это, похоже, все-таки понимает) пострадает и имидж страны, и, самое главное, имидж самой власти. Неслучайно пришедший на смену Евгению Киселеву Борис Йордан, по сути, получил карт-бланш на "сохранение и преумножение" всего того, что было визитной карточкой "старого" НТВ. И в первую очередь, независимого -- хотя бы внешне -- информационного вещания. При этом, конечно, без перегибов и откровенных наездов на власть, как во времена позднего Гусинского. Но и без излишней подобострастности в оценках, которой и без того хватает на госканалах.

Впрочем, судя по всему, Йордан с задачей не справился. О чем власть устами самого президента поспешила заявить еще осенью прошлого года. По версии Кремля, Йордан в погоне за "повышением капитализации канала" (то есть в корыстных целях, ведь он фактически не скрывал намерения приобрести акции возглавляемого им "Газпром-медиа", в состав которого входит и НТВ) допустил непростительный промах. "Не так" освещая события на Дубровке, поставил под удар жизни многих своих ("Своих-ли?" -- не преминул усомниться в гражданской позиции американца Йордана президент) сограждан.

Итогом стала недавняя отставка Йордана, вновь породившая дискуссию о том, как будет строить отношения с властью и своим творческим коллективом новое руководство канала.

Наверхсмотрящие

Однако, несмотря на относительную туманность общего положения дел на НТВ, ясно одно -- лояльность канала в предстоящих выборных кампаниях гарантирована. Совершенно очевидно, что до конца избирательного цикла (победы Владимира Путина в марте 2004 года) нынешний хозяин телекомпании --"Газпром" -- так и не приступит к продаже своих медиа-активов. Даже несмотря на то, что они убыточны и избавиться от них -- с целью сосредоточения усилий на профильном бизнесе -- газовый монополист обещал давно. С тех пор, как получил их "в наследство" от Владимира Гусинского.

Очевидно, что "Газпром" просто выполняет роль смотрящего за каналом. Гарантируя его лояльность и подконтрольность и препятствуя переходу канала к другому, вполне возможно, не такому уж лояльному хозяину. Собственно, введение института смотрящих на телеканалах и стало своеобразным ноу-хау Кремля, загодя позаботившегося об обеспечении собственной информационной безопасности.

Помимо НТВ "внешние управляющие" появились и на "шестой кнопке". В лице группы "новых олигархов" (Олег Дерипаска, Олег Киселев, Роман Абрамович и другие), обеспечивающих канал деньгами, с одной стороны, и группы политических тяжеловесов, руководителей РСПП Аркадия Вольского и ТПП Евгения Примакова -- с другой. Созданный последними "Медиа-социум" как раз и призван был присматривать и за самим каналом, и за его "спонсорами".

Впрочем, сложная структура компании породила не менее сложную проблему, связанную с тем, каким образом должен соблюдаться баланс интересов столь разношерстной публики. Обладающей помимо чисто меркантильных еще и сугубо политическими амбициями.

И хотя предвыборные времена еще не настали, противоречия между новыми хозяевами и управленцами ТВС за первые полгода работы канала проявлялись уже неоднократно. И в смене третьего за несколько месяцев генерального директора, и в намерении нового гендиректора, Руслана Терекбаева, уволить одного их своих предшественников -- Александра Левина --с поста главного продюсера, и в неотрегулированности финансовых потоков, и в решении прочих денежных и управленческих проблем. Так что выборные страсти могут лишь в очередной раз подтвердить давнюю истину о том, что "у семи нянек дитя без глазу". И новым будет лишь ее телевизионное воплощение.

Мал золотник...

Все прочие игроки на телевизионном предвыборном поле куда менее значительны. ТВЦ, естественно, будет работать на московскую победу Юрия Лужкова. При этом в общефедеральном масштабе канал, вслед за мэром, очевидно, встанет в плотные ряды сторонников президента, а также "Единой России", сопредседателем генсовета которой является реальный хозяин канала -- московский мэр.

REN TV, контрольный пакет которого пока по-прежнему находится в руках структур Анатолия Чубайса, окажется лицом к лицу с теми же проблемами, что и НТВ, и -- отчасти -- ТВС. Ему придется решать дилемму: как сохранить являющийся частью бренда демократический и независимый имидж и при этом минимизировать негодования со стороны власти?

Дециметровые и сетевые каналы СТС, ТНТ и ДТВ (бывшее "Дарьял-ТВ"), будучи чисто развлекательными, видимо, намеренно дистанцируются от политики. Так что, скорее всего, "маленькие" каналы останутся лишь тайным пиар-ресурсом их владельцев и совладельцев ("Альфа-Групп" принадлежит 25% акций СТС, ТНТ -- собственность все того же "Газпрома", а ДТВ пока принадлежит шведской телекомпании MTG).

Ведь в последние предвыборные дни политики обычно рады засветиться в неполитических программах -- рассуждают о любви и воспитании детей, кашеварят, поднимают "вечные темы". А поэтому и развлекательные ресурсы "маленьких" телеканалов могут оказаться весьма кстати. Например, для решения узкокорпоративных проблем (помогая "своим" кандидатам) или просто для зарабатывания денег на выборах.

Так что новой мощной силой "телевыборов" в этот раз могут стать, пожалуй, только сильные региональные телекомпании, ресурс которых раньше использовался лишь на местных выборах. Ведь такие компании, как "4-й канал" в Екатеринбурге, "ТВ 2" в Томске, "Афонтово" в Красноярске, конкурируют по рейтингам в своих регионах только с Первым каналам, обыгрывая даже "Россию". И в желающих воспользоваться их ресурсом нехватки не будет.

Правда, большинство независимых прежде региональных ТРК в последнее время стали или вскоре станут составной частью больших медиа-групп и телесетей. Контрольным пакетом екатеринбургского "4-го канала" теперь владеет ТНТ, томское "ТВ 2" принадлежит Михаилу Ходорковскому, в процессе оформления находится и сделка по покупке тем же Ходорковским и красноярского "Афонтово".

Да и более мелкие региональные телекомпании, скорее всего, уже в ближайшее время не смогут избежать судьбы своих более крупных и более удачливых собратьев. А значит, смогут (или им придется -- кому как больше нравится) участвовать в "больших играх" предвыборного телевидения наравне со "взрослыми" каналами.
Профиль , 29.01.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru