|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Предвыборный расклад на российском ТВ
29.01.2003 00:01
Проектная мощность
Было ли когда-нибудь наше телевидение лишь средством развлечения и информирования граждан -- большой вопрос. По крайней мере, любая власть --советская или пришедшая ей на смену российская -- всегда старалась использовать картинку на экране в своих политических целях. Вопрос лишь в том, насколько велики были возможности и в чем заключались мотивы властей предержащих, в равной степени стремящихся влиять на телепространство страны. И если при Советах перед телевидением ставилась масштабная задача тотальной идеологической обработки населения, то демократическим российским властям контроль за "ящиком" нужен был, в первую очередь, для решения более приземленной задачи -- удержания самой этой власти. Телевидение не подводило. Ему были обязаны своими взлетами возникавшие к каждым выборам партии власти -- от гайдаровского "Выбора России" в 1993-м и черномырдинского "Нашего дома -- России" в 1995-м до безликого "Единства" образца 1999 года. Именно телевидение сыграло решающую роль в победе больного и непопулярного Бориса Ельцина над здоровым и, как казалось, имеющим все шансы выиграть на выборах 1996-го Зюгановым. Телевидение же прокладывало путь к вершинам власти Владимиру Путину, подвизавшись в осенне-зимний период 1999--2000 годов придать образ "спасителя Отечества" и "своего парня" малоизвестному тогда "очередному" премьеру. Электоральная сила телевидения всегда базировалась на том, что в нашей огромной стране для многих российских граждан "ящик" по-прежнему остается единственным окном в мир. Особенно в глубинке, где людям не досуг задумываться о хитросплетениях высокой московской политики, где не читают "умных" газет и толстых журналов и никогда не проводят сравнительный анализ предвыборных обещаний и послевыборных дел. Сообразили на двоих Собственно, последние выборы -- в нынешнюю Госдуму и нынешнего президента -- стали классическим образцом использования телевидения в электоральных целях. Ключевую роль в пиар-кампании под лозунгом "Путин -- наш президент" сыграли два госканала, в ту пору называвшиеся ОРТ и РТР. Именно благодаря им главными персонажами предвыборных телерепортажей и аналитических программ стали Сергей Шойгу, ежедневно спасавший всех и вся, Юрий Лужков и Евгений Примаков, без устали толкавшие страну в мрачное советское прошлое, немного "правые" Сергей Кириенко и Борис Немцов, при любом удобном случае объяснявшие молодежи, кто именно по-настоящему "прав". И конечно же, сам Владимир Путин, всем своим поведением на телеэкране внушавший уверенность в завтрашнем дне, в величии России и конечной гибели "мирового зла" в лице чеченских террористов. Главной отличительной чертой телевыборов сезона 2003--2004 годов, судя по всему, станет наличие всего двух крупных игроков на этом поле -- Первого канала и канала "Россия". В отличие от прошлого сезона, когда "старое" НТВ претендовало на то, чтобы формировать хотя бы у части зрительской аудитории альтернативный образ власти, сегодня желающих таким образом "сыграть в ящик" практически не осталось. Ведь, говорят, именно высказанное Гусинским в разговоре с Путиным предположение о том, что без поддержки НТВ и.о. президента никогда не станет главой государства, и стоило олигарху его медиа-империи. Первый и Второй каналы, формально всегда находившиеся по контролем государства, только при Владимире Путине стали по-настоящему проводить государственную политику. Произошло это после того, как тихо и незаметно ОРТ лишился своего главного куратора -- Бориса Березовского, начавшего требовать за свою лояльность слишком уж высокой платы, а на РТР пришел "отец НТВ" Олег Добродеев, тут же начавший перетягивать на канал выпестованные им энтэвэшные кадры. С помощью которых информационно-политическое вещание ранее бесцветного и малоинтересного канала стало более насыщенным и вполне официозным. Руководители этих каналов -- Константин Эрнст и Олег Добродеев -- за последние три года из простых, подотчетных Кремлю топ-менеджеров, по сути, превратились в тех, кто, в общем, и вырабатывает информационную политику Кремля. По крайней мере, на традиционных пятничных совещаниях руководителей СМИ в администрации президента, по отзывам отдельных участников таких "посиделок", Эрнст и Добродеев все чаще не столько получают, сколько сами раздают указания. Парадоксально, но бывшие некогда конкурентами два "первых" канала постепенно превратились в полноценных партнеров. Вполне удовлетворенных выигранным ими на двоих тендером на пиар-поддержку главного политического заказчика страны. И напрочь забывших о выяснении отношений по поводу того, кто "более первый". Результатом такой консолидации медиа-ресурсов стало фактическое отделение Первого и "России" от всего остального телевизионного мира, не имеющего, в отличие от них, доступа к государственному эксклюзиву. В виде многочасовых "Прямых линий" президента с народом, в виде "горячих" интервью с ведущими госчиновниками, добывать которые остальным каналам гораздо сложнее, чем "первым". А также в виде предоставляемых только в распоряжение госканалов оперативных съемок спецслужб. Таким образом, оставшаяся со времен Центрального телевидения зона распространения Первого и Второго каналов, охватывающих около 98% территории страны, была и остается важнейшим стратегическим ресурсом власти. Конкурировать с ним любым политтехнологиям, а равно и другим телеканалам просто бессмысленно. Третьим будешь? Традиционно третий по значимости канал НТВ, еще в ходе прошлых выборов ставший объектом для критики со стороны власти, по сути, до сих пор продолжает оставаться таковым. И третьим по значимости, и объектом для критики. Изначально созданное в качестве "телевидения для интеллигенции", "телеканала для среднего класса", НТВ не утратило своего места в первой тройке лидеров экрана, несмотря на многочисленные изменения, происшедшие на канале за последние несколько лет. Просто потому, что другого такого -- альтернативного государственным -- канала в России просто не существует. А без него (и власть это, похоже, все-таки понимает) пострадает и имидж страны, и, самое главное, имидж самой власти. Неслучайно пришедший на смену Евгению Киселеву Борис Йордан, по сути, получил карт-бланш на "сохранение и преумножение" всего того, что было визитной карточкой "старого" НТВ. И в первую очередь, независимого -- хотя бы внешне -- информационного вещания. При этом, конечно, без перегибов и откровенных наездов на власть, как во времена позднего Гусинского. Но и без излишней подобострастности в оценках, которой и без того хватает на госканалах. Впрочем, судя по всему, Йордан с задачей не справился. О чем власть устами самого президента поспешила заявить еще осенью прошлого года. По версии Кремля, Йордан в погоне за "повышением капитализации канала" (то есть в корыстных целях, ведь он фактически не скрывал намерения приобрести акции возглавляемого им "Газпром-медиа", в состав которого входит и НТВ) допустил непростительный промах. "Не так" освещая события на Дубровке, поставил под удар жизни многих своих ("Своих-ли?" -- не преминул усомниться в гражданской позиции американца Йордана президент) сограждан. Итогом стала недавняя отставка Йордана, вновь породившая дискуссию о том, как будет строить отношения с властью и своим творческим коллективом новое руководство канала. Наверхсмотрящие Однако, несмотря на относительную туманность общего положения дел на НТВ, ясно одно -- лояльность канала в предстоящих выборных кампаниях гарантирована. Совершенно очевидно, что до конца избирательного цикла (победы Владимира Путина в марте 2004 года) нынешний хозяин телекомпании --"Газпром" -- так и не приступит к продаже своих медиа-активов. Даже несмотря на то, что они убыточны и избавиться от них -- с целью сосредоточения усилий на профильном бизнесе -- газовый монополист обещал давно. С тех пор, как получил их "в наследство" от Владимира Гусинского. Очевидно, что "Газпром" просто выполняет роль смотрящего за каналом. Гарантируя его лояльность и подконтрольность и препятствуя переходу канала к другому, вполне возможно, не такому уж лояльному хозяину. Собственно, введение института смотрящих на телеканалах и стало своеобразным ноу-хау Кремля, загодя позаботившегося об обеспечении собственной информационной безопасности. Помимо НТВ "внешние управляющие" появились и на "шестой кнопке". В лице группы "новых олигархов" (Олег Дерипаска, Олег Киселев, Роман Абрамович и другие), обеспечивающих канал деньгами, с одной стороны, и группы политических тяжеловесов, руководителей РСПП Аркадия Вольского и ТПП Евгения Примакова -- с другой. Созданный последними "Медиа-социум" как раз и призван был присматривать и за самим каналом, и за его "спонсорами". Впрочем, сложная структура компании породила не менее сложную проблему, связанную с тем, каким образом должен соблюдаться баланс интересов столь разношерстной публики. Обладающей помимо чисто меркантильных еще и сугубо политическими амбициями. И хотя предвыборные времена еще не настали, противоречия между новыми хозяевами и управленцами ТВС за первые полгода работы канала проявлялись уже неоднократно. И в смене третьего за несколько месяцев генерального директора, и в намерении нового гендиректора, Руслана Терекбаева, уволить одного их своих предшественников -- Александра Левина --с поста главного продюсера, и в неотрегулированности финансовых потоков, и в решении прочих денежных и управленческих проблем. Так что выборные страсти могут лишь в очередной раз подтвердить давнюю истину о том, что "у семи нянек дитя без глазу". И новым будет лишь ее телевизионное воплощение. Мал золотник... Все прочие игроки на телевизионном предвыборном поле куда менее значительны. ТВЦ, естественно, будет работать на московскую победу Юрия Лужкова. При этом в общефедеральном масштабе канал, вслед за мэром, очевидно, встанет в плотные ряды сторонников президента, а также "Единой России", сопредседателем генсовета которой является реальный хозяин канала -- московский мэр. REN TV, контрольный пакет которого пока по-прежнему находится в руках структур Анатолия Чубайса, окажется лицом к лицу с теми же проблемами, что и НТВ, и -- отчасти -- ТВС. Ему придется решать дилемму: как сохранить являющийся частью бренда демократический и независимый имидж и при этом минимизировать негодования со стороны власти? Дециметровые и сетевые каналы СТС, ТНТ и ДТВ (бывшее "Дарьял-ТВ"), будучи чисто развлекательными, видимо, намеренно дистанцируются от политики. Так что, скорее всего, "маленькие" каналы останутся лишь тайным пиар-ресурсом их владельцев и совладельцев ("Альфа-Групп" принадлежит 25% акций СТС, ТНТ -- собственность все того же "Газпрома", а ДТВ пока принадлежит шведской телекомпании MTG). Ведь в последние предвыборные дни политики обычно рады засветиться в неполитических программах -- рассуждают о любви и воспитании детей, кашеварят, поднимают "вечные темы". А поэтому и развлекательные ресурсы "маленьких" телеканалов могут оказаться весьма кстати. Например, для решения узкокорпоративных проблем (помогая "своим" кандидатам) или просто для зарабатывания денег на выборах. Так что новой мощной силой "телевыборов" в этот раз могут стать, пожалуй, только сильные региональные телекомпании, ресурс которых раньше использовался лишь на местных выборах. Ведь такие компании, как "4-й канал" в Екатеринбурге, "ТВ 2" в Томске, "Афонтово" в Красноярске, конкурируют по рейтингам в своих регионах только с Первым каналам, обыгрывая даже "Россию". И в желающих воспользоваться их ресурсом нехватки не будет. Правда, большинство независимых прежде региональных ТРК в последнее время стали или вскоре станут составной частью больших медиа-групп и телесетей. Контрольным пакетом екатеринбургского "4-го канала" теперь владеет ТНТ, томское "ТВ 2" принадлежит Михаилу Ходорковскому, в процессе оформления находится и сделка по покупке тем же Ходорковским и красноярского "Афонтово". Да и более мелкие региональные телекомпании, скорее всего, уже в ближайшее время не смогут избежать судьбы своих более крупных и более удачливых собратьев. А значит, смогут (или им придется -- кому как больше нравится) участвовать в "больших играх" предвыборного телевидения наравне со "взрослыми" каналами.
Профиль ,
29.01.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |