|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Клонирование депутата
29.01.2003 00:01
Причина проста - впереди выборы, и многие депутаты могут лишиться своего кресла. А реформа аппарата позволит тем, кто не пройдет в Думу, поменять место депутата на не менее выгодное место думского чиновника.
Проект реформы аппарата уже написан. В данный момент в Думе о нем знают лишь несколько человек. ГАЗЕТЕ также удалось ознакомиться с документом. Реформа - наиболее удобный путь, чтобы сменить неугодных людей на нужные кадры Документ по реформе аппарата подготовлен его главой Александром Лоторевым (фракция 'Единство'). 100-страничный документ серьезно и аналитически обосновывает необходимость пересмотра штатного расписания аппарата комитетов Госдумы и центрального аппарата парламента. Суть изменений - сократить первое и существенно расширить второе. Для этих перемен есть политическая целесообразность – скорые выборы. По мнению высокопоставленного сотрудника аппарата Думы, «во время выборов центральный комитет (то есть аппарат) Думы гласно или не очень будет работать на ту партию, чей представитель его возглавляет. То есть в данном случае на «Единую Россию», поскольку Александр Лоторев является депутатом именно от этой партии. В то время как работать аппарат комитетов на себя заставить гораздо сложнее – по причине их независимости от центрального аппарата». Чтобы устранить это положение, наиболее ценные сотрудники аппаратов комитетов - при реформе - будут переводиться в центральный штат, в котором будут создаваться новые структуры. Реформа, как известно, наиболее удобный путь, чтобы сменить неугодных по тем или иным причинам людей на нужные кадры. Высокопоставленный источник в аппарате Думы сообщил ГАЗЕТЕ, что большинство партий уже знает примерный процент своих 'непроходных' в следующую Думу депутатов. В частности, в «Единстве» он составляет примерно 30%. «Эти депутаты и будут пристроены на руководящие должности в аппарате», - считает источник в Госдуме. Мало кто знает, что высокопоставленные сотрудники аппарата Госдумы пользуются теми же льготами, что и депутаты, а в некоторых случаях и большими. Это получение жилья, автомобили, бесплатное медицинское обслуживание в престижных поликлиниках и бесплатный отдых в санаториях и домах отдыха Управделами президента. Зарплаты у сотрудников аппарата не ниже, чем у депутатов. Правда, уволить чиновника, чтобы освободить место для своих, совсем непросто. Как известно, с 2000 года все сотрудники аппарата стали госслужащими, а госслужащий, по выражению представителей этого класса, «неуничтожим». Его невозможно уволить, не предоставив соответствующего места работы. В администрации президента, которая также озабочена реформой госслужбы, есть идея упорядочить само понятие госслужащего. Правда, как говорят, дело застопорилось из-за того, что никак не могут решить, кого считать госслужащим, а кого нет. В аппарате Думы, который в этом смысле следует курсом администрации президента, также поговаривают, что госслужащими надо оставить лишь руководителей аппаратов комитетов, а всех остальных считать вспомогательной службой. Это могло бы существенно сократить невероятное количество льгот и существенно повысить зарплату оставшимся. Но пока до осуществления этой здравой идеи далеко. Так что не стоит воспринимать реформу аппарата Думы как сокращение чиновников. В Думе их, может быть, и станет меньше, а вот в стране - вряд ли. Сейчас наиболее перспективным для заполнения кадрами считается аппарат будущего Союзного парламента России и Белоруссии. Знающие люди говорят, что там будет уж никак не менее 2500 человек (аппарат нынешней Думы - примерно 2000 человек). Время выбрано удачное - большинство депутатов ищут новое место работы Реформа по Лотореву предполагает разбить аппарат Думы на несколько блоков: организационно-технического, экспертно-правового обеспечения, блок информационного и аналитического обеспечения, блок кадровой работы и блок финансового и материально-технического обеспечения. Планируется также создать новые управления – в частности, управление информационных ресурсов, аналитическое управление, управление информационных технологий, управление по связям с общественностью. Кстати, про управление по связям с общественностью: Александр Лоторев, как сообщил ГАЗЕТЕ высокопоставленный источник в аппарате самой Думы, страшно недоволен сложившимся имиджем Госдумы. Он считает этот имидж крайне негативным. Поэтому на базе думской пресс-службы хочет создать управление по связям с общественностью, куда и должны перейти все пресс-секретари и пиарщики комитетов. Авторы предполагаемой реформы отдают себе отчет в том, что масштабные преобразования, которые они предлагают, могут парализовать и дезорганизовать работу аппарата. Поэтому они предлагают поэтапный план: «В марте реорганизовать аналитический блок, в мае – блок общественных связей и имиджа Думы, в июле - организационный блок, в сентябре – блок по аппаратам комитетов». Время для реформы выбрано удачное – большинство депутатов мыслями уже или в предвыборной борьбе, либо ищут новое место работы. Им не до аппаратных игр. Хотя не стоит рассчитывать, что план реформы аппарата по «Единой России» легко пройдет все барьеры. Сначала он будет рассматриваться на регламентном комитете, потом на Совете Думы. И вот там другие фракции наверняка захотят узнать, а в чем будет выражаться их собственный интерес от предстоящей реформы. Так что делиться придется. Интересно, что вслед за реформаторскими настроениями в Думе аналогичные процессы пошли и в Совете Федерации. Правда, в прямо противоположном направлении: там местные реформаторы предлагают сократить центральный аппарат, а за его счет усилить аппараты комитетов. Знающие люди объясняют подобные тенденции так: «Перед большинством членов Совфеда проблема переизбрания не стоит. А вот тем, кто хотел бы баллотироваться в Думу или другим образом участвовать в выборах, им нужна соответствующая база в виде расширенного штата сотрудников комитетов, желательно специалистов по PR». Первый подкоп под Селезнева Пересмотрев «пакетное соглашение» и лишив коммунистов большинства портфелей, центристы принялись за руководителя аппарата Николая Трошкина. В декабре 2001 года, когда Совет Думы поставил вопрос об отставке Трошкина, спикер Госдумы Геннадий Селезнев не «сдал» главу своего аппарата, а центристы не смогли набрать необходимого количества голосов. В течение нескольких месяцев думского завхоза обвиняли в предоставлении недостоверных расходных смет, сокрытии информации о тратах Госдумы и прочем. В конце концов Трошкин подал в отставку 'во имя стабильной и спокойной работы аппарата'. После этого Селезнев лишился власти в Госдуме. Реальный контроль над нижней палатой получили центристы. Кресло Трошкина занял депутат от Ханты-Мансийского автономного округа, член группы «Регионы России» Александр Лоторев. Из 446 депутатов около 200 являются начальниками Краткое содержание доклада по реформе аппарата Государственной думы, подготовленного под руководством главы аппарата Александра Лоторева. Назначенный несколько месяцев назад новый руководитель аппарата Александр Лоторев (фракция 'Единство'), похоже, всерьез намерен реорганизовать работу своего ведомства. Если ему это удастся, а сопротивление аппарата, как известно, в таких случаях чрезвычайно велико, это будет едва ли не первый опыт реформы аппарата учреждения государственного масштаба. Говорят, когда Александра Лоторева только назначили вместо одиозного Николая Трошкина, он был весьма скептически настроен по отношению к работе думского аппарата, но потом переменил свое мнение и даже признал, что сотрудники аппарата работают так много, как депутатам и не снилось. Правда, работают они как-то неправильно. Во всяком случае, читая доклад по реорганизации аппарата, подготовленный по заданию Лоторева, остается только удивляться, как этот аппарат вообще что-то делает. «В условиях нарастающего кризиса перепроизводства документов и «затоваривания» материалами депутатов и подразделений аппарата возрастает угроза «работы на документ» (получение, регистрация, доклад, перерегистрация, пересылка, передоклад, организация контроля, подготовка ответа, снятие с контроля)», - сообщается в докладе. Из-за этого, по мнению авторов реформы, «бюрократизация и формализм в ведущих управлениях и аппаратах некоторых комитетов достигли такого уровня, что без серьезной структурной и кадровой перестройки преодолеть их не представляется возможным». Правда, в плохой работе аппарата, если верить докладу, виноваты не больше не меньше как сами депутаты Госдумы. Они, во-первых, «крайне слабо представляют себе особенности деятельности аппарата». Во-вторых, законотворческая деятельность депутатов, по мнению авторов реформ, также не выдерживает никакой критики. «Нередки случаи, когда депутаты ведут многомесячную работу над законом, и только на стадии их рассмотрения в палате делается вывод о неконституционности или иной нецелесообразности принятия такого закона». Поэтому из 1057 представленных в 2001 году законопроектов 719 (68%) были отклонены на первоначальном этапе. Но и те законопроекты, которые прошли все стадии рассмотрения и были в конечном итоге приняты, лучше бы, по мнению авторов докладов, вовсе не появлялись на свет, ибо «количество уже принятых Думой законов перешло черту их понимания и восприятия обществом». Депутаты, в свою очередь, также не пылают любовью к аппарату Думы. Особенно их не устраивает информационное и аналитическое обеспечение их деятельности аппаратом (почти 50% всех претензий к аппарату). Депутаты хотят получать от сотрудников аппарата больше прогнозно-аналитической информации о кризисных явлениях в обществе, а также о социально-экономических последствиях принимаемых ими законов – как пишут авторы доклада, «порой депутаты просто не представляют, насколько эффективно действует принятый ими закон». В общем, как следует из доклада, все эти взаимные претензии между депутатами и аппаратом «зачастую приводят к излишнему психологическому напряжению во взаимоотношениях, вплоть до конфликтных ситуаций». Какой же выход предлагается из создавшейся ситуации? Правильно – реформа. И тут возможны варианты. Напомним, что сам аппарат Думы как таковой состоит из центрального аппарата и аппаратов думских комитетов. В двух словах содержание реформы сводится к тому, чтобы ослабить аппараты комитетов, значительно сократив их, и за счет образовавшихся ставок усилить центральный аппарат. Претензии к аппаратам комитетов у разработчиков реформы действительно велики: «Из 520 человек, работающих в аппаратах комитетов, 218 занимают главные государственные должности. В некоторых комитетах число работников аппарата в 3--4 раза больше, чем число депутатов». При этом основная законотворческая деятельность приходится на 11 комитетов из 28. Но и своими прямыми обязанностями – обеспечением законотворческой деятельности - работники аппарата занимаются мало, в основном работая на депутатов. Что неудивительно, если учесть, что люди туда подбираются «по политическим предпочтениям руководства комитетов, без учета профессиональных требований». То есть каждый новый руководитель комитета приводит своих людей «со стороны», которые никак не зависят от центрального аппарата. Неудивительно, что каждый созыв состав аппаратов комитетов меняется. Особенно же велика текучка среди помощников депутатов – 73%. Вывод из этого следует один – сократить аппараты комитетов. Причем лучше вместе с комитетами. Тут стоит напомнить историю вопроса. Непомерно раздутое количество комитетов в Думе и необходимость их сокращения обсуждались уже не раз, правда, безуспешно. Предыдущая Дума, покидая Охотный ряд, завещала своим преемникам сократить число комитетов хотя бы до 18 (по числу министерств). Вместо этого в новой Думе сначала появилось 22 комитета, а через полтора месяца – уже 28. Размножение комитетов имело чисто человеческие причины. Быть руководителем комитета не только почетно, но и дает ряд существенных преимуществ в виде двухкомнатного кабинета, машины и прочих социальных благ. А блага эти начинаются с замруководителя комитета. В результате в некоторых комитетах число замов превышает число рядовых членов. Неудивительно, что из 446 депутатов около 200 человек являются начальниками разного уровня. А в Думе, благодаря такому числу внезапно появившихся начальников разразился самый настоящий «жилищный» кризис: рядовые депутаты, которым не повезло стать чьими-то заместителями, вынуждены сидеть в одной небольшой комнате с помощниками и секретарями. Недовольство раздутым количеством комитетов, большинство из которых занимается чем угодно, но только не законотворческой деятельностью, высказывалось неоднократно, в том числе первым вице-спикером Любовью Слиской. Но дальше недовольства дело не пошло. И причина здесь кроется не только в нежелании фракций. Вопрос глубже. «Общество у нас не однородно и Дума тоже, - объяснил ГАЗЕТЕ сотрудник аппарата Думы. - Например, делами СНГ занимаются три комитета. А делами, имеющими в той или иной степени отношение к нефти, – целых пять комитетов. Поэтому законопроект, который лоббирует одна группа интересов, отдадут одному комитету, который и будет его двигать, а проект другой группы соответственно будет лоббировать другой комитет». И даже если вообразить себе фантастическую картину, что в следующей Думе будет 449 депутатов от «Единой России», число комитетов не только не уменьшится, а, может, даже возрастет – интересы-то не имеют партийной окраски. Поэтому рассчитывать, что депутаты в следующей Думе вдруг соберутся и ограничат число комитетов, как предлагают авторы реформы, вряд ли стоит.
Газета ,
29.01.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |