Вчера вступил в силу самый долгожданный, противоречивый, скандальный, революционный (годится любой эпитет) Закон об обороте сельхозземель.
Закон о том, как покупать и продавать пашню. В июле прошлого года Президент РФ поставил свою подпись под вдоль и поперек прочитанным и депутатами, и экспертами, и губернаторами, и аграрными "олигархами", и с помощью "Российской газеты" простыми крестьянами документом. Истекло полгода, которые были даны на "вызревание". Закон заработал.
Слушайте и не говорите, что не слышали, кричали глашатаи на улицах средневековых городов. Закон обсуждался гласно.
Куда уж больше гласности, коли "Российская газета" объявила мини-референдум, собрала народные поправки в текст проекта и передала их в Госдуму? И не абсурдно ли, что именно сейчас, когда изменить уже ничего невозможно, появляются вдруг громкие заявления, и чьи - депутатов, которые полновластно распоряжались законопроектом, могли кромсать его вдоль и поперек... Заявления о том, что закон "не получился", что "не учтено" то и это. Председатель аграрного комитета верхней палаты парламента Иван Стариков, например, назвал даже 27 января "днем обмана селян". Иностранному инвестору, как позиционирует себя один немецкий бизнесмен, не нравится то, что иностранец не может купить пашню, только арендовать. Иным нелюбо, что оборот слишком свободный, других послушать - так чересчур зажатый...
Ну что тут скажешь? Год особенный, предвыборный, и закон особенный, всех волнующий.
Как тут не воспользоваться моментом, не проявить свои ораторские таланты? О том, как на самом деле обстоят дела, читайте в сегодняшнем номере "Российской аграрной газеты", где свои планы по реализации закона открывают три губернатора - Орловской и Саратовской областей и Краснодарского края. Закон написан так, что именно от региональных лидеров зависит, каков будет оборот земли в той или иной губернии. Страна у нас огромная, сколько губерний - столько климатов, столько и земель. И... столько губернаторов.
Кстати
По данным на 1 января 2001 года, Россия располагает 406 млн. га сельскохозяйственных земель, что составляет 23 проц. от общей территории страны. Однако распределение земель по регионам крайне неравномерно.
В некоторых республиках Северного Кавказа, например, в среднем на человека приходится всего по нескольку соток таких земель, а на Алтае, в Сибири, на Дальнем Востоке этот показатель составляет несколько десятков и даже сотен гектаров. Поэтому закон предусматривает гибкий механизм регулирования земельных отношений в зависимости от местных условий.
Российская газета ,
28.01.2003