Как и ожидалось, глава МВД Борис Грызлов стал председателем Высшего совета партии «Единая Россия» и в этом качестве будет готовить партию к грядущим выборам.
У «партии власти» в России две цели: поддерживать Кремль в любых его начинаниях и добиваться успеха на парламентских выборах с тем, чтобы оказывать ему еще более эффективную поддержку. Но в избирательной кампании эти задачи могут вступать в противоречие. Для привлечения симпатий избирателей «партия власти» не может не выступать с критикой правительства (но не президента!) и его не всегда популярных в глазах общества начинаний. Затем, после выборов, все возвращается на круги своя.
Может показаться, что намерение центристских фракций в Думе отложить на неопределенный срок обсуждение законопроектов о реформировании жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики вызвано как раз императивом начинающегося избирательного года. Но так ли это на самом деле? Маловероятно, чтобы эти реформы, даже пропущенные через парламент, успели принести свои первые — малоприятные — плоды к декабрю 2003 года. По большому счету это обстоятельство вряд ли может оказаться сильным аргументом в парламентской кампании. Но вот в президентской — наверняка. И вовсе не потому, что за три месяца, которые пролегают между парламентскими и президентскими выборами, реформы развернутся во всю свою разрушительную мощь, не успев еще принести положительных результатов. Поскольку в России за все отвечает президент, то упреки и критика в любом случае обрушатся именно на его голову, а не будут переадресованы партиям. Поэтому с немалой вероятностью можно предположить, что, волокитя рассмотрение реформ, «Единая Россия» лишь выполняет волю Кремля, не желающего отягощать избирательную перспективу Владимира Путина дополнительными проблемами.
Вероятно, присутствует в этом и еще один аспект: все более настороженное отношение значительной части российской элиты к политическим последствиям планов Анатолия Чубайса по реформированию РАО ЕЭС. Через центристов Кремль посылает «отцу и вдохновителю реформ» внятное предостережение по поводу его чрезмерных политических амбиций.
И все же судьба «Единой России» далеко не безразлична Кремлю. Судя по тому, что он отказался от планов строительства альтернативных «партий власти», главная ставка в этом отношении делается именно на «единороссов». Но вот их избирательная перспектива вызывает нарастающее беспокойство.
Политические аналитики, даже из числа лояльных власти, единодушно отмечают сомнительную политическую эффективность «Единой России». Ее дорогостоящая пиар-кампания вызвала лишь критику, а помпезная летняя поездка партийного руководства по российским регионам ничуть не способствовала налаживанию отношений с губернаторским корпусом, в руках которого находится пресловутый «административный ресурс». Скорее, наоборот, на местах порой деятельность «партии власти» встречается разочарованием и откровенным недоумением. В нашумевшей избирательной кампании в Красноярском крае «Единая Россия» заявила о поддержке сразу трех кандидатов! Один из них — Хлопонин — одержал победу, но его успех «единороссы» никак не могут отнести на свой счет. И примерам подобного рода несть числа.
Некоторая размытость политических взглядов «Единой России» является следствием ее идеологии. Изначально выступавшая с неоконсервативных позиций партия потеряла идеологический профиль и чем дальше, тем больше напоминает образование, поддерживающее власть не в силу совпадения или близости идеологических принципов, а просто потому, что она — власть. «Яблоко» и СПС могут хотя бы объяснить, почему они «за» или «против», «единороссы» не в состоянии сделать даже этого.
Притчей во языцех стали определенные инициативы и заявления руководства «Единой России», периодически будоражащие отечественную общественность. От «партии власти» политический бомонд вправе ожидать большей взвешенности и респектабельности в словах и поступках.
Следуя своему правилу «чистить рыбу с головы», Кремль, кажется, всерьез задумался об обновлении руководящей головки «Единой России», поскольку нынешние лидеры скорее ухудшают электоральные позиции партии, а результаты их кипучей политической активности откровенно обескураживают. И в этом смысле вряд ли можно считать случайностью избрание Грызлова, как и усиливающиеся слухи о том, что лидера фракции Пехтина партия решила бросить на «магаданский прорыв». Кстати, Борис Грызлов заявил, что он не планирует в ближайшее время становиться членом партии «Единая Россия» и остается на посту министра МВД. Как известно, согласно действующему законодательству членство в партии не предусматривает совмещения с высшими государственными должностями. В то же время не исключено, что в случае кардинальной реформы этого ведомства, резко снижающей политическую значимость министерского поста, Грызлов сам предпочтет его покинуть.
Но в любом случае модернизация «Единой России» началась. До парламентских выборов остается лишь немногим больше года. Время в прямом смысле слова может оказаться дороже денег и любого административного ресурса.
Век ,
22.11.2002