Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Валерий Сердюков: "Инвесторы тяжело расстаются с деньгами"
19.11.2002 00:01
По расчетам правительства Ленинградской области, в 2002 г. инвестиции в экономику этого субъекта Федерации достигнут $1 млрд. Почти столько же привлечет промышленно развитый Санкт-Петербург, население которого в три раза превышает население Ленобласти. Инвестиционная привлекательность Ленинградской области складывалась в последние пять лет, после принятия местного законодательства, которое освобождает новые производства от налогов в местный бюджет на срок окупаемости проекта плюс два года. Преимущество Ленинградской области и в ее географическом положении, которое позволяет ей рассчитывать на инвестиции в инфраструктуру для экспорта. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков считает наиболее значительными проектами для региона строительство портов в Приморске и Усть-Луге.

- Сейчас Ленинградская область - единственный субъект Федерации, где реализуются сразу два крупных проекта по строительству портов: нефтяной порт в Приморске и универсальный - в Усть-Луге. Однако реально работает только один - Приморский, который построен государственной компанией "Транснефть". Почему в порты не идут частные инвесторы?

- Российское правительство и президент ясно понимают необходимость строительства портов на Балтике, в частности в Ленобласти. Правда, проекты все дорогостоящие и реализация их идет очень сложно. Нельзя сказать, что Приморск строится на бюджетные деньги. Средства привлекаются за счет увеличения тарифов на перекачку нефти для нефтяных компаний, желающих экспортировать через него свою нефть. Нефтяные компании - частные. Кроме того, привлекались кредитные ресурсы.

Недавно я рассматривал перспективы развития порта Приморск. Планируется довести там объем перевалки нефтепродуктов до 100 млн т в год. В течение двух-трех лет этот проект будет реализован вместе со строительством НПЗ рядом с портом. В порт приходит не только государственная "Транснефть", но и частные компании - "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и "Роснефть". Порт будет самым крупным в России.

- При этом проект порта Усть-Луга существует уже 10 лет. Однако до сих пор там работает только один угольный терминал. А между его акционерами уже больше года продолжается конфликт, который ставит под угрозу дальнейшее строительство. Как будет развиваться Усть-Луга?

- Да, ситуация в порту Усть-Луга сложнее, чем в Приморске. С самого начала предусматривалось, что он будет строиться только на средства частных инвесторов. Государственные деньги должны быть потрачены только на обустройство водной акватории и строительство подходного канала. Честно скажу, что денег на это выделялось мало. Сейчас работа активизировалась. На 2003 г. в федеральном бюджете предусмотрено 250 млн руб. под благоустройство акватории в том месте, где должен быть причал проекта "Балтийский паром" (Усть-Луга - Балтийск (Калининградская обл. ) - порты Германии). Кроме того, Минфин разрешил привлечь до $70 млн в виде кредита ЕБРР на реализацию паромного проекта.

Но работа по Усть-Луге идет медленно. Этому есть несколько причин. Инвесторы очень тяжело расстаются с деньгами. К тому же рядом существуют такие мощные порты, как таллинский, рижский, вентспилсский. Эти прибалтийские порты построены в конце советской эпохи. Они очень мощные и сейчас страдают от недозагрузки. В прибалтийских странах прекрасно понимают: если 35 млн т груза уйдет в Усть-Лугу, то они понесут потери. Поэтому даже российские чиновники, контактирующие с прибалтийскими странами, не высказывают особого желания активизировать работу по строительству порта и стараются ее притормозить. Но я уверен, что в любом случае порт эффективно заработает через два-три года.

Вот пример. Россия столкнулась в этом году с очень большой проблемой - избытком зерна. Его необходимо экспортировать, но нет зерновых морских терминалов. Они должны работать и на экспорт, и на импорт - в страну ввозятся кукуруза, соевый шрот и некоторые другие зерновые культуры. Поэтому сейчас активно прорабатывается проект строительства в Усть-Луге зернового терминала. Сейчас к проекту зернового терминала проявляет интерес сельскохозяйственный холдинг "Агрос", входящий в "Интеррос". Можно сделать этот терминал универсальным продуктовым.

Идет строительство причала по перевалке минеральных удобрений. Всего предусмотрено 17 терминалов. Каждый стоит $50 - 70 млн в зависимости от его предназначения и мощности.

- Кроме прибалтийских портов порты Ленобласти создадут конкуренцию Морскому порту Санкт-Петербург. Имеет ли смысл сооружение новых крупных портовых мощностей при том, что в регионе уже есть большой морской порт?

- Никакой конкуренции не будет. Петербургский порт задыхается, не справляясь с грузопотоками. Можно подъехать туда летом и понаблюдать за огромной очередью из судов, ожидающих своей очереди на погрузку или разгрузку. Ждут по 10 и более суток. При этом в России растут объемы производства товаров и сырья, предназначенного на экспорт. Сейчас, например, в Кузбассе лежит около 7 млн т добытого угля - шахтеры не могут его вывезти, а в России потребление угля упало. А везти его через Петербург - это экологически вредно. Также вредно везти разную химию, минеральные удобрения. Через петербургский порт можно возить только компактные, экологически чистые и дорогостоящие грузы - например, контейнерные. Кроме того, город может зарабатывать на морском туризме, но для этого необходимо разгрузить порт так, чтобы к нему в любое время был подход.

- Инвесторы говорят, что в области более мягкий инвестиционный климат, чем в Петербурге. Например, Philip Morris уже полностью переводит свое производство из города на областную площадку. Есть ли еще петербургские предприятия, переводящие свои активы из города в область?

- Действительно, Philip Morris концентрирует свое сигаретное производство в Ленобласти. У них в планах еще строительство дополнительных цехов по обработке табака. При этом они не отказались и от площадки в Петербурге. На ней они занимаются подготовкой кадров.

Нельзя говорить, что петербургские промышленники уходят в область. Скорее можно сказать, что многие городские предприятия имеют собственность в Ленобласти. Например, у мясоперерабатывающего комбината "Парнас-М" есть свои заводы в области - комбикормовый завод, "Белкозин", Лужский мясоперерабатывающий комбинат. Может быть, головная управляющая компания формирующегося холдинга "Парнас-М" тоже будет зарегистрирована в Ленобласти, но основные производственные мощности все равно останутся в Петербурге. Они дают основные налоги - на имущество, на прибыль, на заработную плату. Поэтому нам интереснее, чтобы в области размещалось производство.

- При формировании федерального бюджета на 2003 г. субъекты Федерации лишились части акцизов, в частности на табачные изделия. Ленобласть при этом потеряла около 600 млн руб. Оставите ли вы в этих условиях налоговые льготы, предоставленные Philip Morris?

- Пока не могу сказать про льготы - посмотрим. Получилось так, что, как только у нас появились дополнительные доходы от уплаты акциза фабрикой Philip Morris, их немедленно у нас отняли.

Кроме того, еще раз изменили порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию. В прошлом году уже один раз меняли акцизную систему - производители стали платить 50% акциза, а остальное платят оптовые базы. Сейчас в Москве подвели итоги нововведения и поняли: предприятия регулярно платят свою часть акциза, а оптовые базы - хуже. При этом из той части акциза, которая уплачивается предприятием, мы получали половину и точно так же с баз. Теперь условия изменились. Правительство решило, что с предприятий оно будет полностью получать часть акциза, а регионам останется акциз, выплачиваемый оптовиками. Для Ленобласти это означает потерю около 300 млн руб. в год - здесь производится алкогольной продукции больше, чем потребляется. Москва и Петербург по деньгам выигрывают - у них есть такой потенциал, как туристы, которые покупают алкоголь в этих городах.

Мы предлагали следующий вариант. Госдума одобрила увеличение акцизов на табачные изделия на 70% с 1 января 2003 г. В этом нет никакой нашей заслуги. Это инициатива исключительно федеральная. Вот и заберите себе разницу между сегодняшней и повышенной ставкой акциза! Мы же, когда заключали инвестиционное соглашения с Philip Morris, рассчитывали на определенные условия. У нас же фабрика получает налоговые льготы на этих условиях.

Мы просили оставить нам 40% акциза. Но в ответ Минфин пообещал компенсировать области потери. Хорошо - в 2003 г. , предположим, центр переведет 1 млрд руб. А где гарантия, что и в 2004 г. Ленобласть получит компенсацию?

Я понимаю, что вопрос перераспределения табачных акцизов интересен не всем субъектам Федерации. Некоторые прекрасно живут за счет трансфертов из федерального бюджета. Вот смотрите: 13% всех компенсационных расходов Федерации уходит на Татарстан, Дагестан и на Саха - Якутию. Это 19 млрд руб. только за первое полугодие 2002 г.

- Кроме того, в 2003 г. в субъектах Федерации будут ликвидированы территориальные дорожные фонды и поддержание дорожной инфраструктуры будет происходить только за счет субсидий из федерального бюджета. Как в таких условиях вы будете поддерживать дорожное хозяйство?

- Это чрезвычайно сложный вопрос. Необходимо не только поддерживать, но и строить новые дороги. Мы предлагаем увеличивать акцизы на топливо и горюче-смазочные материалы. Или целевым образом направлять на строительство дорог часть налога на прибыль с предприятий. Я надеюсь, что будет предусмотрена какая-то компенсация из федерального бюджета. Я обращался с этим вопросом и в Госдуму, и в Совет Федерации.

- А Совет Федерации стал работать эффективнее, после того как его покинули губернаторы и спикеры законодательных собраний, назначив туда своих представителей?

- Я не могу сказать, стало хуже или лучше. Через Совет Федерации не стало проходить больше законов. Качество их обсуждения тоже не выросло. Там стало больше политики. Сейчас члены Совета Федерации и в Москве, и в регионах стремятся показать себя больше как политики, чем законодатели. Раньше губернаторы рассматривали законы с точки зрения их действия в регионах. Сегодня наши представители тоже заинтересованы в развитии регионов, но они лично за него не отвечают. Поэтому они в такой степени, как губернаторы, не заинтересованы в принятии, например, федерального бюджета, сбалансированного относительно бюджетов региональных.

- Весной этого года в Ленобласти разразился скандал. Депутаты Законодательного собрания избрали своим представителем в СФ Альфреда Коха, однако после серии судебных разбирательств он сам написал отказ от места сенатора. Мог ли Кох представлять интересы областного ЗС в верхней палате парламента?

- Альфред Кох - чрезвычайно энергичный человек, знающий структуру областной экономики. Кроме того, он заинтересован в развитии собственных бизнес-структур, действующих на территории Ленобласти. Я думаю, он не был бы пассивным наблюдателем в Совете Федерации. И смог бы вести интенсивную работу по привлечению инвестиций в область.

- Почему, на ваш взгляд, он отказался от роли сенатора?

- Я думаю, он решил спокойно заниматься бизнесом. Кох и так все время ходил на грани дозволенного. А в России эта грань не очень четкая, поэтому к нему могли возникнуть вопросы. Вот чтобы их не было, Кох и отказался от роли сенатора.

БИОГРАФИЯ: Валерий Сердюков родился 9 ноября 1945 г. в деревне Хорошевке Гомельской области. Окончил Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова по специальности "горный инженер-экономист", Ленинградскую высшую партийную школу.

С 1962 г. был рабочим завода "Гомсельмаш", с 1967 г. работал на шахтах "Воркутауголь" на разных должностях. С 1970 г. находился на комсомольской и партийной работе, прошел путь до первого секретаря Воркутинского горкома КПСС. С 1990 по 1996 г. работал заместителем генерального директора объединения "Воркутауголь". Избирался депутатом Воркутинского городского Совета народных депутатов, Государственного совета Республики Коми.

С 1996 г. - вице-губернатор Ленинградской области по промышленности, топливно-энергетическому, лесному комплексам и природопользованию. С декабря 1997 г. - первый вице-губернатор Ленинградской области. С 18 сентября 1998 г. назначен исполняющим обязанности губернатора Ленинградской области в связи с назначением губернатора Ленобласти Вадима Густова первым вице-премьером правительства РФ. 19 сентября 1999 г. Валерий Сердюков избран губернатором Ленинградской области.

Женат, двое сыновей.
Ведомости , 19.11.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru