Председатель ЦИК Александр Вешняков недавно выразил надежду, что выборы в Законодательное собрание третьего созыва превратят Петербург из города, в котором изобретаются «грязные» технологии, в город, который подаст остальной России пример «чистых» выборов. Уже сейчас ясно, что пожеланию главы Центризбиркома сбыться не суждено.
Учись, Россия!
Казалось бы, более скандальных выборов, чем недавние выборы в Нижнем Новгороде и Красноярске, и представить себе сложно. Однако назначены они были до того, как в России вступил в силу новый Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (официально опубликован 15 июня, начал действовать 25 июня).
Вообще, из всех выборов, проводившихся у нас до сей поры, только выборы президента Калмыкии проводились по новому федеральному закону – почему и контролировались ЦИКом особо.
Что Калмыкия? Кандидатов там было мало, ибо пост один, исход выборов просчитывался заранее, да и уровень цивилизованности в республике Илюмжинова несколько иной. Так что Питеру во многих отношениях приходится выступать в роли первопроходца, пробовать новый закон «на зуб». А поскольку некоторые питерские политтехнологи еще в сентябре объявили, что не бывает методов «грязных» и «чистых», а бывают только «эффективные» и «неэффективные», сейчас десятки аналитиков и юристов напряженно ищут в новом законе либо «дыры», либо способы воспользоваться им во благо своему кандидату и, соответственно, во вред конкуренту.
Не случайно в ряде предвыборных штабов сейчас работают люди из других городов. Приехали поднабраться «передового» опыта, и, судя по тому, что уже творится в округах, уедут они не с пустыми руками. Две главные новинки – введение избирательного фонда и строгое ограничение правил агитации – можно сказать, «освоены».
Как убрать депутата?
Главные конкуренты для всех кандидатов – действующие депутаты. Чтобы уравнять их в правах с остальными, новый закон в статье 40 запретил им использовать любые преимущества служебного положения. Так что депутатам сейчас нужно проявлять особую бдительность.
Пришел в его приемную скромный посетитель, улучил минутку, сунул в факс предвыборную листовку, отправил ее (хотя бы и в избирательную комиссию) – закон нарушен. Раззадорил в том же помещении помощников, чтобы те сказали хорошее слово о своем патроне, да еще записал их на диктофон – и хоть завтра в суд. Заснял на видео, как депутат подъезжает на казенной машине к телевидению для дебатов или куда-то в округ для встречи с избирателями – протест готов.
Агитаторы, не жалейте клея!
На большие неприятности рискуют нарваться кандидаты-офицеры, если привлекут к раздаче листовок или другим видам агитации военнослужащих срочной службы. Те могут заниматься агитацией только в свободное от служебных обязанностей время, а его у «срочника» много быть не может. Подойдет наряд милиции днем к такому пикету, проверит документы, нарвется на военный билет, и начнется потом разбирательство, кто, зачем и почему его из части отпустил.
Кое-кого из депутатов, выступивших в эфире ТРК «Петербург», уже можно привлекать к ответственности за то, что они расхваливали фирмы, в которых работают и их проекты. Закон запрещает включать в агитационные материалы коммерческую рекламу.
Много «подножек» можно поставить конкурентам, и вчитавшись в статью 54 «Условия выпуска и распространения печатных материалов». Например, листовки и плакаты разрешается вывешивать на зданиях и сооружениях только с согласия их собственников или владельцев и на их условиях. И совсем нельзя – на охраняемых государством объектах, в том числе имеющих архитектурную ценность. Так что если вдруг чей-то агитатор пожалеет клея или вместо водостойкого ПВА вооружится конторским, недоброжелателям не составит труда под покровом ночи аккуратно снять плакатик с разрешенного места, водрузить на неразрешенное, а назавтра устроить скандал.
А ну-ка подари!
Излюбленный способ воздействия на избирателей – с помощью бесплатных продуктовых наборов, «льготных распродаж», раздача конвертов с «материальной помощью» и подарков – новый закон прямо запрещает. Бесплатно можно распространять только печатную продукцию и значки, выпущенные специально для агитации.
Однако старое питерское «ноу-хау» безотказно работает и при новом законе. Во-первых, конкурентам ничего не стоит организовать такую раздачу от имени какого-то другого кандидата. А во-вторых, от процесса можно дистанцироваться настолько далеко, что участия кандидата в раздаче подарков никто не докажет. В одном из округов кандидат еще до регистрации находился в том же самом помещении, где от его имени раздавались подарки. А потом заявил, что не имел к раздаче никакого отношения. И пронесло – презумпцию невиновности еще никто не отменял.
«Это не я!»
Эта фраза имеет все шансы стать хитом нынешних выборов. Так уже сейчас реагируют кандидаты, от имени которых избирателям рассылались открытки с поздравлениями по случаю 7 Ноября. В открытке ничего плохого нет – только оплачена их покупка, и рассылка должны быть из избирательного фонда этого кандидата, о чем на самой открытке должна иметься соответствующая отметка. Нет отметки – кандидату можно приписать превышение избирательного фонда. Наберется таких «превышений» на 15 000 рублей – и прощай, регистрация!
Скромный размер избирательного фонда позволяет отработать особенно много «приемчиков» с двойным и даже тройным эффектом. Город уже наводнили газеты, не имеющие права участвовать в агитации и вообще выходить в свет, но обливающие кое-кого грязью и имеющие строчку: «Оплачено из избирательного фонда такого-то кандидата». Кандидаты открещиваются даже в телеэфире, но разобраться, чьих это рук дело – злопыхателей-конкурентов или самого претендента на мандат, сварганившего подметную газетенку через третьих лиц по липовым документам либо в подпольной типографии – милиции будет крайне тяжело. То же и с плакатами, призывающими голосовать «За». Его вполне можно отпечатать в Прибалтике за наличные доллары, привезти под видом сувениров через Беларусь, развесить везде, где только можно (если не поймают), а потом сказать «Меня подставили».
АиФ-СПб ,
13.11.2002