|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Федеральные округа под электрическим током
11.11.2002 00:01
Концепция реформирования РАО "ЕЭС" еще не утверждена Думой, тем не менее никто не сомневается, что реформы в РАО "ЕЭС" осуществятся, раз уж за дело взялся выдающийся администратор Чубайс. Более того, они уже идут.
Официально реформа РАО призвана отделить монопольную часть концерна от конкурентных составляющих. На базе монопольной части создается сетевая компания, деятельность которой по-прежнему будет регулироваться государством. Все прочие активы предстоит реорганизовать в генерирующие и сбытовые компании, работающие по рыночным правилам и привлекательные для инвесторов. Однако реформа энергетической монополии должна достичь и еще одной цели - привести к созданию своеобразных энергетических округов, управляемых из одного центра. Если учесть, что энергетика - это та отрасль, от которой зависят все прочие отрасли промышленности и сферы жизнеобеспечения страны, то около десятка энергетических округов - это основа альтернативной вертикали власти. В самом РАО "ЕЭС" не стесняясь говорят о новой карте страны. Президент Путин, чтобы ослабить влияние региональных лидеров и сконцентрировать больше власти в своих руках, создал 7 федеральных округов. Схема, реализуемая в системе РАО "ЕЭС", очень похожа. Создаются надрегиональные управляющие компании, которые объединяют региональные АО-энерго. В результате губернаторы лишаются возможности влиять на свои энергетические компании, так как центр управления ими смещается на уровень выше. Уже созданы 6 межрегиональных управляющих компаний, которые доказали свою эффективность. Без оглядки на местные власти они провели жесткую работу с неплательщиками, не стеснялись пускать в ход рубильник. В результате плата за электроэнергию стала поступать живыми деньгами, финансовые показатели АО-энерго, работающих по новой схеме, значительно улучшились. Но самое главное - промышленникам теперь нет смысла идти со своими энергетическими проблемами к губернаторам. Все вопросы решает Анатолий Чубайс и его полпреды. Первый опыт по созданию новых надрегиональных энергетических систем был проведен в Приволжском федеральном округе, который возглавляет соратник Анатолия Чубайса Сергей Кириенко. В 2000 году здесь была создана "Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания" (СМУЭК), которой было передано управление основными энергокомпаниями региона - "Самараэнерго", "Саратовэнерго", "Ульяновскэнерго", "Пензаэнерго". Возглавил СМУЭК Владимир Аветисян, руководивший до этого АО "Самараэнерго". Самарская энергетическая компания известна тем, что стала первой ласточкой реформирования монополии. Под руководством Аветисяна компания повела достаточно жесткую политику в отношении неплательщиков, сумела быстро добиться стопроцентной денежной оплаты электроэнергии, погасила долги перед бюджетами и поставщиками газа. Но не менее примечателен и предшествующий менеджерский опыт Аветисяна. Бывший газовик и строитель, в 1993 году он создал и возглавил Ассоциацию делового сотрудничества "Волгопромгаз". Небольшая частная фирма, используя в том числе сложную систему долговых отношений потребителей с газовиками, постепенно подбирала предприятия разного профиля. На сегодняшний день это мощнейший региональный холдинг, управляющий предприятиями газовой, химической промышленности, сельского хозяйства, банком и финансовыми компаниями, имеющий собственные медиаактивы. По напору и продуманности собирания бизнеса Аветисян вполне мог бы стать олигархом российского масштаба, работай он на федеральном уровне. Теперь же, учитывая его влияние в газовой и энергетической отраслях Поволжья, можно предположить, что созданная им система управления является прообразом и элементом будущей системы управления Чубайса. Дальше схема достраивается легко. Сегодня уже действуют шесть межрегиональных управляющих энергетических компаний. Все они более эффективны, чем входящие в них региональные АО-энерго, все они не зависят от губернаторов и зависят от Чубайса. Если прибавить к этому известные менеджерские таланты Чубайса, а также его возрастающий интерес к газовой отрасли, то можно признать, что реформа энергетической монополии уже идет, и ее цель - создание разветвленной системы управления экономикой. Даже конфигурация системы управляющих компаний напоминает конфигурацию современной путинской вертикали власти с ее семью федеральными округами. Правда, есть и разница. Полномочия президентских полпредов до сих пор расплывчаты. Понятно, что Кремль не захотел дать им слишком много самостоятельности, чтобы не создать себе новой головной боли, убрав с арены губернаторов. Полпредства стали всего лишь приводным механизмом в вертикали власти. Действенность же энергетических полпредств Чубайса многократно выше. Простым движением рубильника можно диктовать условия целым регионам. Естественно, создаваемая Чубайсом вертикаль власти сейчас не может работать против власти официальной и скорее всего будет обслуживать Кремль, например, на предстоящих президентских выборах. И не факт, что энергетическая вертикаль будет пущена в ход для каких-то своих целей, идущих вразрез с интересами Кремля. До поры до времени такой ресурс светить опасно. Во-первых, он еще только создается, во-вторых - могут дать по рукам, как дали по рукам "Газпрому", некогда также активно собиравшему по всей стране предприятия-должники под свою крышу. Но тот факт, что это автономная вертикаль власти, - не вызывает сомнения. Политическое прошлое Анатолия Чубайса вряд ли позволит ему в ближайшее время занимать первые посты на федеральной политической сцене. Но управлять страной более реальными рычагами, чем предполагает политика, - это по силам отцу российской приватизации.
Независимая газета ,
11.11.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |