Глава Министерства внутренних дел России Борис ГРЫЗЛОВ ответил на вопросы корреспондента агентства ИНТЕРФАКС.
-- Последние события в Театральном центре на Дубровке в Москве еще раз больно и остро напомнили о проблеме терроризма, высоком уровне преступности, необходимости обеспечения защищенности нашего общества. Какие-то уроки правоохранительные органы извлекли из происшедшего?
-- Я бы не согласился с утверждением, что эта трагедия стала каким-то напоминанием правоохранительным органам о существовании проблемы. Наоборот, силовые структуры постоянно говорят о террористической опасности -- в своей повседневной работе мы сталкиваемся с этим злом каждый день и учитываем любые возможности преступных проявлений.
Ежемесячно в России изымается сотни единиц огнестрельного оружия и десятки килограммов взрывчатых веществ. Опасность того, что весь этот арсенал где-то «сработает», остается.
Главный урок -- необходимо концентрировать, объединять силы разных ведомств в противостоянии терроризму и преступности и повышать бдительность самого общества.
За последнее время на Северном Кавказе и в Москве предотвращен ряд терактов, которые могли принести не меньшие жертвы, чем трагедия на улице Мельникова.
Не могу не добавить -- в этой работе очень важно доверие к нам, положительное отношение к правоохранительным органам со стороны наших сограждан.
-- Несколько лет назад был превышен так называемый «психологический порог» в 3 млн преступлений в год. По предварительным данным МВД, в этом году такой высокий уровень преступности сохранится?
-- Само понятие «психологического порога» мне не очень нравится. Сейчас в своем анализе обстановки мы опираемся на выверенные данные за три квартала. За девять месяцев в России зарегистрировано почти два миллиона преступлений -- 1 млн 935 тысяч. Это, кстати, на 14,7% меньше, чем в прошлом году. Если эта тенденция сохранится, то пресловутый «психологический порог» достигнут не будет.
-- То есть можно говорить, что уровень преступности в стране снижается?
-- Смотря как судить. Мы давно отказались от сухой статистики как единственного показателя криминогенности. В абсолютных цифрах в 86 субъектах федерации число зарегистрированных преступлений снизилось.
Снижается также число тяжких преступлений. Если общий объем совершенных преступлений снизился на 14,7%, то число тяжких -- на 18,8%. То есть доля тяжких деяний в общем массиве преступности снижается.
Последовательно реализуется принцип неотвратимости наказания, преступления не остаются безнаказанными. Например, в январе--сентябре раскрыто 67 515 преступлений прошлых лет.
-- Преступления какой категории наиболее часты?
-- Экономические, корыстные, конечно. Почти половину всех зарегистрированных преступлений -- 43,7% -- составляют хищения чужого имущества в различной форме. Каждое десятое преступление, зарегистрированное в стране, -- квартирная кража. Хищения имущества все чаще совершаются с проникновением в жилище или иное помещение, причем путем грабежа или разбоя, -- рост таких преступлений составил соответственно 12,6 и 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За этими цифрами скрывается важная тенденция, которую я хотел бы пояснить. Общее число краж сокращается, а число проникновений в жилища, в том числе вооруженных, растет. Это говорит о том, что преступники стали более профессиональными и дерзкими. Это заставляет нас вести более жесткую борьбу с криминалитетом.
Кроме того, за девять месяцев выявлено более 312 тысяч преступлений экономической направленности, то есть практически каждое шестое из зарегистрированных. Причем более трети таких преступлений отнесены к категории тяжких, то есть совершены в крупном размере.
-- Наших сограждан, конечно, больше всего беспокоят преступления, совершаемые в общественных местах. На улицу вечерами боятся выходить...
-- Вы задали очень важный вопрос. Именно безопасность жизни наших граждан -- основная задача милиции. Если судить по абсолютным цифрам, у сограждан есть основания для опасений: в общественных местах зарегистрировано более 204 тысяч преступлений, причем резко, более чем на четверть, возросло число грабежей и разбойных нападений, растет число нападений на дороге.
Но я бы хотел предостеречь от неправильной трактовки этих страшных цифр. Преступлений на улице не стало больше. Их стали полнее регистрировать. Я лично и руководители на местах жестко требуем от подчиненных регистрировать все заявления граждан о совершенных в отношении них противоправных действиях. Эта установка строго соблюдается, что и подтверждают эти цифры. Мне кажется, мы переломили негативный стереотип, существовавший долгое время, -- «не пойду в милицию, все равно не помогут». Помогут. Обязаны помочь. Если нет -- сигнальте на вышестоящий уровень.
В целом число зарегистрированных преступлений в общественных местах, на улицах, площадях, в парках и скверах возросло на 7% по отношению к соответствующему периоду 2001 года. Независимо от абсолютных цифр такое положение не может не беспокоить. Сложившаяся ситуация, по-моему, требует изменения подходов к организации патрульно-постовой службы, а также более деятельного участия граждан в охране общественного порядка.
-- Что с раскрываемостью? Падает она или растет?
-- Раскрываемость важна, но не она является целью нашей работы. Хочу подчеркнуть: цель МВД не красивые показатели, а безопасность. И в понятие безопасности не входит держать граждан в неведении относительно реального положения дел. Да, в этом году уже раскрыто более 1 млн 236 тысяч преступлений. Много это или мало? Если разделить на число следователей -- очень много. Но для нас важнее другой показатель работы -- остаток нераскрытых противоправных деяний, включая преступления прошлых лет.
Остаток довольно большой, нераскрытыми остается более 664 тысяч преступлений.
-- Много ли в России преступников?
-- Гораздо меньше, чем честных людей. За девять месяцев задержаны 997 тысяч лиц, совершивших преступления, сейчас, наверное, их число перевалило за миллион. Каждое четвертое преступление в России совершено лицами, ранее совершавшими преступные деяния, каждое пятое -- в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое -- несовершеннолетними или при их участии.
-- Цифры, конечно, страшные...
-- Цифра сама по себе бессильна. Но, внимательно анализируя статистику, мы можем понять происходящие в обществе процессы. И надеюсь, что выводы делает не только наше ведомство, -- ведь цифры эти доступны, не являются секретом. Вообще, милиция и ее работа открыты для общества. В соответствии со сделанными выводами мы корректируем свою тактику. Но стратегическая цель остается прежней -- безопасность каждого гражданина.
Время новостей ,
11.11.2002