|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Тень Козака
21.10.2002 00:01
28 тысяч новых регионов появятся на карте России, если будет принята реформа местного самоуправления, придуманная заместителем главы администрации президента Дмитрием Козаком. В пятницу ее уже обсудили на рабочем заседании Госсовета России и обсудят в среду на президиуме. Сам Козак считает, что шансы на прохождение - почти стопроцентные. С подробностями - политический обозреватель ГАЗЕТЫ Андрей Реут.
"Губернаторы пошли на самопожертвование" На этой неделе главным политическим событием станет обсуждение реформы местного самоуправления. Ее несколько месяцев разрабатывали в администрации президента под руководством Дмитрия Козака. С результатами работы комиссии губернаторы уже ознакомились. В среду они соберутся в Кремле и все вместе утвердят реформу на заседании Госсовета. А перед этим будет «разминка»: во вторник Владимир Путин соберет президиум Госсовета, на котором отдельные губернаторы предварительно выскажут свое отношение к идеям Козака. Сам автор считает, что обсуждение пройдет хорошо: губернаторы, по его мнению, "пошли на самопожертвование". Реформа местного самоуправления, задуманная Козаком, перекроит карты российских регионов. Она даст реальную власть и деньги новым «муниципальным образованиям». Каждую область или республику поделят на «образования», в которых будет своя власть и свой бюджет. На практике это будет выглядеть так: все города «автоматически» станут муниципальными образованиями и будут называться «городские округа». Сельские территории поделят на «муниципальные поселения», в каждом из которых должно быть не меньше тысячи жителей. Эти поселения будут значительно меньше по размерам, чем нынешние районы, но органы местного самоуправления в них будут свои собственные. Они смогут формировать бюджет, устанавливать местные налоги и тарифы, принимать местную символику и т.п. Сейчас в России 153 тысячи мелких поселений, из которых местное самоуправление есть только в 719. После реформы появится 28 тысяч муниципалитетов. В каждом поселении, будь то город, поселок или несколько соседних деревень, будет власть. Законодательная и исполнительная. К примеру, граждане поселка будут избирать своих депутатов и главу администрации. Главу исполнительной власти можно будет и назначать - из числа депутатов или просто по контракту. Это уж как народ решит на сходе (то есть референдуме). Он и будет отвечать за местные детсады и поликлиники, общественный транспорт и уборку улиц, контролировать муниципальную милицию. "Да мне Рабинович напел" Губернаторам в новой схеме на первый взгляд отводится немного места. Реальная власть во многом «опускается» на уровень мелких поселений, которые сами будут распоряжаться своими деньгами. «Это реальная децентрализация власти», - заявил Козак в пятницу на заседании рабочей группы Госсовета. Губернаторы, узнав об этом, стали высказывать идеи об «особых» режимах для своих территорий. «Мой народ не вызрел до такого демократического уровня, как французский, - заявил глава Кабардино-Балкарии Валерий Коков, - и, может быть, никогда не вызреет». Он предложил Козаку отменить в сельских поселениях две ветви власти и разрешить одному человеку возглавлять парламент и администрацию. Было также пожелание, чтобы этого единого руководителя назначал губернатор. Несмотря на возражения, Козак посчитал работу с губернаторами успешной. Откровенно против высказались только 15 российских регионов. Им Козак предложил «внимательно читать законопроект». У них, по словам Козака, «получается как в анекдоте: «Тебе Чайковский нравится?» - «Нет». - «А ты его хоть слушал?» - «Да, мне Рабинович напел». Автор уверен, что после внимательного изучения реформы губернаторы поймут, что она им выгодна. Чтобы губернаторы охотнее соглашались на реформу, Козак в минувшую пятницу предложил новую идею: отложить реформу до 2006 года. Он объяснил ГАЗЕТЕ, что подготовка займет много времени. «Если в 2003-м предлагаемый закон будет принят, то до 1 января 2004 года все регионы должны будут определить границы муниципальных образований, - сказал Козак, - а это очень сложный и трудоемкий процесс. Если не успеют, то бюджет на 2005 год нельзя будет принимать с учетом реформы. Поэтому 2006 год - реальный срок». С доводами Козака о сроках работ сами губернаторы не согласны. «Все равно все будем делать за последние полтора месяца», - сказал один из участников рабочей группы Госсовета. Важнее, что до 2006 года значительная часть губернаторов уже оставит свои кресла. И вообще, принимать реформу, до которой еще почти четыре года, гораздо легче чисто психологически. Пора менять законы Муниципальная реформа - это лишь часть реформы вертикали власти, задуманной Козаком. Главным достоинством своих идей он считает то, что теперь между уровнями власти будет жесткое разграничение прав и обязанностей: губернаторы отвечают за одно, муниципалитеты - за другое, а федеральная власть - за третье. Не будет пересечений и конфликтов интересов. Например, поликлиники содержат муниципалитеты, медицинские стационары - субъекты, а спецклиники госзначения - федеральный центр. Соответственно, в бюджете будет жестко распределяться финансирование. Для этого придется отменить сотни принятых когда-то Госдумой ничем не обеспеченных социальных законов в области ЖКХ, образования и проч. Козак объяснил: чтобы принять новую льготу для ветеранов, финансируемую из местного бюджета, депутатам Госдумы не требовалось даже заключения правительства. В результате были приняты популистские законы, которые местные власти не способны исполнять: нет денег. Если все эти законы выполнять, надо выплатить 6 трлн. рублей, тогда как весь бюджет России - 3,5 трлн. Козак уверен, что его реформа позволит этого избежать. Принимая новый закон, федеральный центр должен будет в нем же указывать источники финансирования. Обсуждение этих нововведений еще впереди.
Газета ,
21.10.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |