|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Петербург тревоги нашей
16.10.2002 00:01
Город меняется к лучшему. Хвала деловым людям, дворником, штукатурам, малярам, дорожникам, реставраторам и дизайнерам! Они отмывают, красят, ремонтируют и реставрируют дворцы, скульптурные ансамбли и исторические здания центра города, мостят дороги, меняют прежде убогий дизайн фасадов. Такое ощущение, что центр проявляется, как картина старого мастера, которая проступает сквозь нанесенную поверх мазню ремесленника. Впечатляет! Но прекрасное имеет тот "недостаток", что делает явным то, что не отвечает его критериям.
Хотя, как показывают исследования, относительное большинство горожан (40%) заметили, что за пять последних лет в благоустройстве города произошли изменения к лучшему, для абсолютного большинства (93%) состояние города и городского хозяйства в настоящее время является главным источником тревог. Глядя на себя со стороны, нынешние петербуржцы отмечают черты, ранее не свойственные жителям города на Неве. Вот только некоторые из высказываний: "Много людей грубых, нервных", "Небрежно относятся к своему городу", "Обращает на себя внимание отсутствие культуры многих жителей" и, наконец, самое меткое высказывание - "Люди грустные". Исследования, проведенные Агентством социальной информации при поддержке Фонда "Петербургская политика", позволяют составить представление о масштабе и основных "объектах" недовольства. Исследование, основанное на представительных опросах общественного мнения, охватило все районы города и включало в себя анализ ответов на вопросы об удовлетворенности условиями проживания в том или ином районе и об источниках тревог. Всего было опрошено 25 000 человек. Исследователи сделали вывод о том, что удовлетворенность горожан тем, что их окружает и что - в принципе - должно помогать им жить, невысокая. Главные "объекты" недовольства - состояние окружающей среды, на это указывают почти 60% опрошенных, работа городского транспорта - 54%, медицинское обслуживание - 52%, охрана общественного порядка - 51%, благоустройство района - 47%. В целом, на одного жителя, удовлетворенного условиями проживания в городе, приходится два неудовлетворенных. Проблемы застарелые, поэтому большинство опрошенных на вопрос о том, каких изменений в условиях жизни они ожидают, отвечают "к худшему" или чаще "все останется таким же, как прежде". Самое высокое недовольство проявляют жители Курортного района и Кронштадта - 50%. Впрочем, есть и хорошие примеры. Это Приморский, Московский районы, Пушкин и Павловск, пяти каждом из которых доля населения, довольного условиями проживания, превышает 70%. На вопрос о том, какое случившееся в городе событие они оценили бы как самое плохое, опрошенные назвали отсутствие чистоты, далее - состояние общественного транспорта и дорог. Грязь, отсутствие ухода за дворовыми территориями, лестницами и лестничными площадками в домах, проезжей частью улиц и дворовых проездов относятся к основным источникам тревог. В общественном мнении жителей пяти районов города этот фактор имеет самый высокий отрицательный рейтинг, в трех - второй по величине, в пяти - третий. Замечу, что на вопрос о том, какое событие произвело наиболее благоприятное впечатление, были названы все те же чистота и благоустройство. Анализ показал, что этот фактор получил самое положительное высокое значение там, где наиболее активно ведутся работы по благоустройству - в центре и прилегающих районах. Вот так: много ли человеку нужно для полного счастья! Еще более сильным источником тревог является состояние транспорта и состояние дорог. Если в январском опросе этот фактор занимал второе место, то в летнем он вышел на первое. Так, первым по отрицательному рейтингу он является в 9 районах города, вторым - в 9, третьим -в 7. Суммарно в настоящее время он абсолютный "лидер". В ответах на открытые вопросы (без "подсказок") часто в качестве причины такого положения люди указывают, что "нет хозяина". В известном смысле это справедливо. Если иметь в виду благоустройство, состояние жилищного хозяйства, дорог, инженерных коммуникаций (чего стоят постоянные летние отключения горячей воды), то главный источник проблем заключен в кризисе среднего и нижнего звена управления, в неопределенности структуры федеральной, городской и муниципальной собственности в городе, в фактическом отсутствии реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере администрирования районами, в муниципальном строительстве, в неразвитости структур "третьего сектора". Формально администраций больше чем достаточно. Есть и общественные организации. Но в общественном мнении их как бы нет или почти нет. Абсолютное большинство ничего не знает о деятельности глав администраций районов и их компетенции. Говорят о своей информированности в этих вопросах от 2% до 9% жителей районов. (Исключение составляют все те же Пушкин, Павловск, Колпино, где эта цифра варьирует вокруг 30%). На вопрос о том, куда обращается человек в случаях появления тревожащих его проблем, большинство ответило "никуда" и "не знаю куда". Впечатление полного хаоса: население не знает, где и как защитить свои права. Отсюда рост недовольства, протестное поведение, электоральный абсентизм или протестное голосование. Я также не стал бы интерпретировать проблему транспорта и состояния дорог только как проблему удовлетворения социальных потребностей. Современные крупные мегаполисы развиваются, специализируя свои территории под определенные функции: деловой центр, "спальные" районы, промышленные зоны и другие. Город существует как целое потому, что каждая из этих зон объективно нуждается в других. Специальная инфраструктура поддерживает целостность города. Один из ведущих элементов этой системы - транспорт и транспортные коммуникации. Транспортный кризис, наряду с кризисом других элементов этой инфраструктуры, - путь к глобальной угрозе распада города на ряд самостоятельных городов со всеми опасными последствиями этого процесса. Тот, кто посчитает этот вывод научной фантастикой, пусть вспомнит классика: "разруха начинается в голове". Опрос АС И показывает, что около четверти жителей отдаленных районов не посещают центр или посещают 1-2 раза в год. Мысль о ненужности центра и других районов в их головах уже возникла. Добавлю к этому, что стратегической угрозе распада ныне в одиночку противостоят маленькие юркие машины с номерами и надписями на бортах "маршрутные такси". Я бы не советовал администрации города шутить с этой инновацией, пожалуй, главным достижением города последних лет, и пытаться сделать из этого бизнеса дойную корову. Опрос показал, что 82% опрошенных активно поддерживают развитие этого вида транспорта, а 67% считают, что оплата проезда "нормальная". Город меняется к лучшему. 300-летний юбилей покажет, станут ли праздничные обустройства трамплином к тотальному облагораживанию городской среды и минимизации социальных рисков. Или они станут очередным официальным мероприятием, тешащим амбиции местной власти.
Известия-СПб ,
16.10.2002
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |