Очередные выборы президента, если в Кремле не выкинут какое-нибудь коленце, грядут в марте 2004 года. Но уже сейчас отдельные политики выражают желание помериться силами с нынешним главой страны. Владимир Путин о выдвижении своей кандидатуры пока молчит. Он вообще не сторонник болтовни. Президент любит, когда за него говорят дела. Или, по крайней мере, доверенные лица.
Жириновский ударил по лицу президента
Одно из доверенных лиц Путина напомнило о себе в начале сентября, когда в очередной раз шумно оскандалился вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.
Обвинение в адрес лидера ЛДПР бросил глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он пожаловался на «проказника» его думскому начальнику Селезневу: дескать, 26 августа школа, которая принадлежит фонду, была силой занята сторонниками Жириновского, а самого Комкова Владимир Вольфович ударил по лицу и нанес «черепно-мозговую травму» (даже справка есть).
До поры до времени Фонд образования здание арендовал, но срок аренды истек уже год назад, а помещение Комкову освобождать не хотелось. Тем временем глаз на вакантную недвижимость положил Владимир Вольфович. В октябре прошлого года Центр поддержки молодежных инициатив, находящийся под патронажем ЛДПР, получил часть здания в аренду.
— Никакой школы у авантюриста Комкова нет — здание принадлежит Центру поддержки молодежных инициатив, которому мы и помогали освободиться от Комкова и его приспешников, — отрезал Жириновский.
Однако горячий Жириновский просчитался в другом. Нанося удар в лицо, по его словам, «авантюриста», на самом деле он попал в лицо самого президента.
Сергей Комков называет себя именно так:
— Я — доверенное лицо президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина!
И Комков им действительно... был. Во время последних президентских выборов. Но это совсем не означает, что он является им и поныне.
Как получить лакомый статус
По федеральному закону «О выборах президента РФ», статья 42 которого целиком посвящена «доверенным лицам зарегистрированного кандидата», ВВП имел законное право «довериться» аж 600 гражданам.
Та же статья сообщает, что ЦИК должна выдать этим гражданам специальные «корочки», удостоверяющие, что они лица доверенные, то есть уполномоченные своим кандидатом вести агитационную и прочую предвыборную работу.
Груз на плечи «лица» при этом ложится немалый. Но самое страшное для доверенных господ притаилось в пункте 5 статьи 42: «Полномочия доверенных лиц... заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса». То есть после того, как ВВП из кандидата в президенты превратился в собственно президента, юридически эти лица перестали быть доверенными.
По закону, чтобы приобрести лакомый статус, нужно представить в ЦИК два заявления: от ВВП — о назначении тебя его доверенным лицом и собственное — о согласии взвалить на себя это бремя.
Первыми на прошлых выборах подсуетились члены так называемой инициативной группы, в которую вошли Минтимер Шаймиев, Дмитрий Аяцков, Леонид Рокецкий, Сергей Собянин, Александр Руцкой, Михаил Боярский и еще почти две сотни известных в стране персон. 12 января 2000 года они провели заседание и попросили Владимира Путина выдвинуть себя на пост президента — и тот им не смог отказать.
Из 197 участников того исторического заседания в число избранных не попали лишь единицы.
Среди организаций и структур, поддержавших на выборах Путина, — «Единство», НДР, ФНПР, «Лукойл», «Газпром», РАО «ЕЭС», региональная элита... Они предлагали путинскому штабу свои кандидатуры, и там их, как правило, одобряли. Подобная процедура отбора проходила и в регионах.
Персоны известные либо лично близкие к Путину приглашались особо — главный шевалье российского кино Михаил Боярский, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, солист Мариинки Борис Штоколов...
За некоторые лица похлопотало путинское окружение.
— Я польщен тем, что был доверенным лицом Владимира Владимировича по рекомендации Собчака, — признался мне народный артист России Михаил Глуз. Над его рабочим столом до сих пор висят благодарственно-приветственные послания президента и фотографии из серии «Я и Путин». — Сначала меня пригласили в предвыборный штаб Путина (он находился на Большой Якиманке). Там я встретился с главой штаба Дмитрием Медведевым, рассказал, чем могу помочь в избирательной кампании — проводить концерты, встречаться с членами еврейских общин, — и мою кандидатуру утвердили.
Однако не все завоевывали доверие ВВП столь легко, некоторым пришлось и похлопотать.
8 февраля в одной из питерских газет было напечатано заявление ректора Санкт-Петербургского государственного университета Людмилы Вербицкой и других представителей этого достославного вуза. Заявители выразили чувство «глубокого возмущения и негодования», вызванное последними программами «Куклы», в которых «не просто в гротескном, а в совершенно неприличном виде пародировались ведущие политические деятели страны. В их числе и.о. президента, премьер-министр Российской Федерации, питомец Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Владимирович Путин». Подписавшие заявление даже потребовали возбудить против «кукольников» уголовное дело.
После публикации госпоже Вербицкой позвонили из Москвы и предложили стать доверенным лицом ВВП.
В итоге сложилась забавная комбинация. На одного кандидата работали, казалось бы, полные антагонисты: конкурирующие бизнесмены и политики (Леонид Рокецкий и Сергей Собянин), работодатели (Антонина Витковская) и профсоюзные бонзы (Евгений Макаров), президент Федерации еврейских общин России (Михаил Глуз) и воинствующие русофилы (Евгений Ищенко)...
Впрочем, именно на это, судя по всему, и делалась главная ставка. Все доверенные, невзирая на их масть, были лицами известными в стране или регионе и представляли полный политический и социальный спектр.
Боярский мог пожертвовать ради Путина всем, кроме усов
В предвыборном штабе ответственность за доверенных лиц была возложена на Андрея Попова. В тот момент он занимал пост начальника управления внутренней политики администрации президента, а сейчас возглавляет в той же администрации главное территориальное управление.
Каждому из 535 человек — а именно столько доверенных лиц набралось у Путина — по закону должны были предоставить на рабочем месте отпуск, чем многие и воспользовались.
Самым сложным было агитировать за политическую программу Путина, которой тогда никто в глаза не видел. Из этой ситуации доверенные лица ВВП выкручивались, кто как мог.
— Мы знаем цену всякого рода программам. Я сам могу написать такую не хуже любого кандидата. Куда важнее понять тенденцию, направленность поступков, — разъяснил на встрече со студентами Государственного медицинского университета им. Павлова Михаил Боярский. Все остальное время встречи он разговаривал со студентами «за жизнь». На вопрос, пожертвовал бы Боярский усами ради Путина, Михаил Сергеевич воскликнул: «Что угодно, только не это!»
Лица, менее известные, чем Боярский, привлекали к агитпропу своих друзей.
Так, близкий приятель депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова лидер группы «Профессор Лебединский» на общественных началах включился в путинскую кампанию. Отложив концерты, съемки и записи, он совершил вояж по вузам и предприятиям города, где расписывал электорату достоинства ВВП без всякой музыки.
Встреча самого Путина со своими доверенными, большая часть которых до того ни разу не сталкивалась с доверителем лицом к лицу, прошла 28 февраля 2000 года в конференц-зале агентства ИТАР-ТАСС. На ней-то ВВП наконец разъяснил, как за него агитировать: работу следует вести «не вокруг конкретной фигуры», а «вокруг политической линии, идей», которые будут привлекательны для избирателей.
В итоге спустя месяц Владимир Путин стал президентом, а его доверенные лица — обычными гражданами.
Гримаса судьбы: ОКС
Однако перспектива возвращения «из князей в грязи» доверенных лиц прельщала не слишком. выход подсказал... сам президент. На той же февральской встрече он обмолвился: было бы неплохо после возможной победы создать нечто вроде клуба его доверенных лиц.
И уже 3 марта 2000 года Минюст зарегистрировал Общероссийский союз общественных объединений «Общероссийский консультативный совет» (ОКС).
Увы. «Канал обратной связи» президента с избирателями через бывших доверенных лиц не получился. Слишком уж разные люди вошли в ОКС, да и Путину советы этого органа не очень были нужны.
— Меня пригласили на совет лишь однажды, — пожаловался «Собеседнику» Михаил Глуз. — Люди там собрались толковые, но той встречей все и закончилось.
Мертворожденная структура распалась сама собой, а ее секретарь Ярослав Терновский, бывший доверенным лицом президента по Юго-Восточному административному округу Москвы, встал у руля Конституционной партии Российской Федерации (КоПРФ) и во главе ее готовится к грядущим выборам в Госдуму.
Был лицом — стал молодцом
Более удачно сложилась судьба другого «лица Путина», председателя политсовета «Воли Петербурга» Сергея Миронова. Раньше личность за пределами Питера малоизвестная, он был избран главой Совета Федерации.
Доверенное лицо Виктор Зубков, отвечавший за сбор налогов в Санкт-Петербурге, теперь руководит финансовой разведкой страны.
Футбольный клуб «Зенит», президенту которого — Виталию Мутко Путин во время выборов тоже оказал доверие, значительно расширил пайку клуба, получаемую из городского бюджета...
Оно и понятно: земляки президента хорошо сделали свое дело — за Путина в Питере проголосовало 62,42%.
Представители регионов, где у Путина был высокий процент, оказались не менее обласканы то ли судьбой, то ли самим президентом.
Например, Сергей Собянин, председатель Ханты-Мансийской думы (у Путина здесь было 60,13% голосов), сразу после президентских выборов был назначен первым заместителем полпреда в Уральском федеральном округе, а затем выиграл губернаторские выборы в Тюмени. Депутат карельского парламента Сергей Яскунов (64,20%) благополучно перебрался в местное правительство, где сейчас занимает должность первого зама.
И напротив. Директор ОАО «Роснефть-Алтайнефтепродукт» Владимир Олюнин был снят со своей должности уже в конце мая. (Путин получил на Алтае меньше 38%.) В Приморье у ВВП было 40%, и 8 мая заявление «по собственному желанию» написал гендиректор «ЛуТЭКа» Вальтер Козлов. Месяц назад принял решение уйти на заслуженный отдых генеральный директор Тольяттинской ТЭЦ Лев Горчаков (Самара — 41%)...
Разумеется, ни о какой злой воле высокопоставленного мстителя здесь речь не идет. Просто некоторых граждан Путин, видимо, лишил своего негласного покровительства.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, судя по всему, этого так и не понял. А вспомни он, что в 2000 году Путин не сумел перешагнуть в столице 50-процентный рубеж, вряд ли был бы так самонадеян в схватке с Жириновским.
Кстати
Доверенные лица представляли Путина в 87 регионах, то есть во всех, кроме самых маленьких округов — Эвенкийского и Корякского АО. Самое большое гнездо доверенных лиц образовалось в Москве: в федеральном центре обосновалось каждое четвертое лицо (132). На почетном втором месте оказался Санкт-Петербург с 23 лицами, далее шли Московская (20) и Ростовская (19) области, Краснодарский край (12), Волгоградская (11), Свердловская (11) и Челябинская (10) области. Меньше всего доверенных лиц — по одному — у Путина было в Калмыкии, Чечне и пяти автономных округах: Агинско-Бурятском, Коми-Пермяцком, Ненецком, Таймырском, Ямало-Ненецком.
Собеседник ,
15.10.2002