В «Шереметьево-2» задержали человека со сметой расходов на выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Документы оказались в распоряжении редакции
Мы, конечно, знали, что все российские выборы стоят миллионы нигде не задекларированных долларов. И что теневые расходы кандидатов — где бы они ни метили в депутаты, в губернаторы или, не побоюсь этого слова, в президенты, — на порядок выше заявленных. Только ни разу за руку не ловили, за исключением, конечно, знаменитой коробки из-под ксерокса, вынесенной из Белого дома.
Но неожиданно появились конкретные цифры. К нам попали бумаги, в которых расписаны до цента расходы на выборы депутатов третьего созыва Законодательного собрания Санкт-Петербурга (они намечены на 8 декабря). Мало того, в чудесных бумагах указано: сколько потрачено и еще предстоит потратить на сбор информации о политических противниках, на «карманные расходы» преданных депутатов, на противодействие депутатам нелояльным, на инспирированные уголовные дела, на взятки чиновникам, подкуп избирателей… (см. таблицу).
Было так: вечером 12 сентября некто Григорий Юрьевич Путинцев, прибывший из Питера, хотел вылететь в Лондон из «Шереметьево-2» рейсом 247 «Аэрофлота». Остановили его таможенники за излишнюю наличность в валюте.
Доставили в линейный отдел внутренних дел и обнаружили в дополнение к злосчастной тысяче долларов компьютерную распечатку сметы выборов с собственноручными пометками на полях. («200 агитаторов. Смешно!», «Действ. Деп. = 1.5 — 2 млн бюджет. — очень тяжело» и проч.) И еще — нашли дискету с дополнительной информацией по тому же самому поводу. Когда у г-на Путинцева попросили объяснений, он ответил, что просто прикидывал, сколько могли бы стоить выборы, и делал это исключительно для себя – хобби такое, да и в Лондон рассчитывал попасть совсем по другому поводу… С тем и был отпущен.
Загадочная смета состоит из двух частей: «Проект на лето» и «Проект на осень—зиму». В ней расписаны расходы на семь месяцев — начиная с июня и заканчивая декабрем. Из распечаток можно понять, что речь идет о финансировании подковерной избирательной борьбы в 25 из 50 питерских округов. Вот таким скандальным образом обозначилась некая политическая сила, которая поставила своей целью провести 25 своих депутатов в ЗС и поставить под свой контроль ровно половину будущего городского Законодательного собрания.
Каким образом? Пройдемся по пунктам сметы (заранее прошу прощения за математические излишества).
Итак, на горизбирком некая группа товарищей зимой и летом решила потратить по 15 тыс. долларов в месяц. (Судя по размерам гонораров, чиновники, отвечающие за выборы, — явно не решающая сила в политической борьбе. От них мало что зависит.)
Основная напасть – депутаты-соперники, которые засели в 13 округах. Летняя кампания по их дискредитации обошлась в 772 тыс. долларов. Она включала подкуп их действующих помощников (500 долларов на округ — маловато, видимо, хватало и идейных «шпионов»), а также — сбор информации в городских штабах СПС (1000 долларов в месяц), «Единой России» (2500 долларов) и «ЯБЛОКА» (1500), на что в общей сложности потратили 15 тыс. у. е.
Удивительно, но на преданных 12 депутатов денег ушло чуть ли не в три раза (!) меньше, чем на противодействие нелояльным. Летом на раскрутку «верной дюжины» отпустили только 238 800 долларов, а на ее «содержание» — всего 150 тыс. баксов. Нетрудно рассчитать: каждому из «лояльных» досталось жалких 12 тыс. 500 долларов.
Дороже всех обошлась покупка «административного ресурса». В графе вице-губернаторов — стыдливый прочерк. А вот различным губернским комитетам (здравоохранения, административно-правовому, по социальным вопросам, местному самоуправлению и спорту), а также канцелярии горадминистрации летом предписано было занести 150 тыс. долларов.
По 5—10 тыс. в месяц на чиновников каждого комитета, чтобы привлекали нужных кандидатов к разным пышным городским мероприятиям (они же должны ненавязчиво предстать перед народом в выгодном свете). И еще 550 тыс. долларов выделялось различным префектам — пусть тоже с народом поработают. К тому же, если верить пометке, сделанной от руки, жилищные управления и собесы тоже сильно влияют на результаты голосования.
В общем и целом административный ресурс обошелся в 700 тыс. Чиновники стоили почти в два раза больше, чем встречи со школьниками, ветеранами и тружениками, и примерно столько же, сколько противостояние политическим врагам. Проще говоря, кормление чиновников эффективнее хождения в народ, но истощает финансы так же, как и борьба с оппонентами.
Далее. Если верить распечатке, нынешним летом декабрьские выборы в питерское Законодательное собрание уже съели 2 млн 457 тыс. 600 долларов. Проект на осень и зиму оказался вдохновеннее — замахнулись уже на 3 млн 66 тыс. Кому прибавили?
В два раза выросли расходы на противодействие депутатам двенадцати враждебных округов (зимой их было 13, один из противников куда-то исчез) — 1 млн 421 тыс. долларов.
Действующих лояльных депутатов перестали держать в черном теле — дали им от щедрот по 30 тыс. на брата. Правда, к ним примкнули еще 6—7 депутатов, но на идейной основе — как сказано в распечатке: «Без прямых финансовых затрат».
Парадокс, но ближе ко времени «Ч» предвыборные агитационные мероприятия в округах вообще как-то увяли. На заигрывание с избирателем — праздники дворов, подарки и концерты — бросили всего 180 тыс. долларов — меньше летнего. Тогда как административный ресурс получил свое — 777 тыс. долларов (счастливая цифра!), включая «непредвиденные расходы» (оплату гадостей в штабах соперника). К таким расходам отнесли: «шпионов, прокуратуру, милицию, уголовные дела». Дорого уголовное дело ко дню выборов...
Итого: чтобы посадить в депутатское кресло своего человека, на него одного необходимо потратить 667 тыс. 704 доллара. Для сравнения: официально разрешенный фонд депутата всего-то 10 тыс. Вот и судите, 10 тыс. — на свету, 600 с лишним тыс. — в тени. Если подобная финансовая подпитка будет у каждого успешного избранника, то получится, что теневой оборот питерских выборов составит как минимум 30 млн долларов.
Остается главный вопрос: кто заказывает музыку и платит за нее деньги? Я много раз звонил г-ну Путинцеву в Санкт-Петербург, пытаясь выяснить, что бы все это значило, наконец оставил его секретарю телефоны редакции. Путинцев был на месте, но за два дня так и не нашел времени с нами побеседовать. Сам Путинцев — фигура на федеральном уровне неизвестная. В интернете о нем — ни слова. (Так и не удалось добиться у секретаря, какая у него официальная должность.
Таили даже название конторы, которую злопыхатели называют неким предвыборным штабом. Так или иначе: обязуемся выяснить.) Хотя, собственно говоря, и не в нем дело.
Интереснее другое – куда летел г-н Путинцев со столь любопытными документами? А летел он в Лондон. Всем известно: кто бы ни летел нынче в Лондон, его обязательно у трапа встретит Березовский, накормит, напоит и спать уложит. Об этом знают каждый ребенок, каждый таможенник и каждая стюардесса, а потому лондонские рейсы проверяют тщательнее остальных. Лети господин Путинцев не в столицу Великобритании, а, скажем, на Чукотку или в Катманду, никто бы его так и не поймал. А тут такое удачное совпадение…
Хотя всем известно: удачных совпадений в политике не бывает. Тем более что в Лондон г-н Путинцев, опять-таки по странному совпадению, собирался лететь одним рейсом с Геннадием Волчеком — отцом Дениса Волчека. Того самого, который является председателем Муниципальной палаты Санкт-Петербурга и известным в Питере предпринимателем. Его называют среди прочих борцов за депутатское кресло на предстоящих выборах в Законодательное собрание, рекомендуют как советника полпреда президента РФ Черкесова, иногда позиционируют как человека федеральной власти, иногда — как настроенного прогубернаторски.
Когда в одном месте и по одному поводу происходят два чуда одновременно, следует не креститься, а искать фокусника. Действительно, довольно странно, что не самый известный человек везет настолько обобщенную конфиденциальную информацию, что называется, в одной сумке — мог бы и по факсу отправить. И уж если везешь бомбу, то не пристало совершать попутно мелкие пакости, как то: пытаться провезти излишек валюты. Да и излишек этот какой-то подозрительный — всего 1000 долларов.
Странно и то, что человек по-дилетантски своей рукой делал на распечатке пометки: «Д. Г. (Дениса Геннадьевича Волчека? — Ред.) лучше для Москвы — работает... сколько проведет!!!», «После возврата — все бегут к Д. Г.», «Когда выгонять людей на выборы — деньги?!» и проч.
Вот и возникает вопрос: может быть, поймали его не случайно?
Либо все иначе. Выборы в том же Красноярске показали, что теперь никто уже вообще ничего не стесняется. Почему бы и не запланировать взятки, не взять смету с собой в дорогу, чтобы доработать ее за долгие часы полета или чтобы показать какому эксперту на предмет корректности бизнес-плана? Либо у кого денег попросить под это?.. Борис Березовский, как показывает практика, может поставить на разные политические силы, чтобы совсем уж не переместиться в партер с российской политической сцены.
Так почему бы к нему не ехать с разного рода предложениями, оформленными для наглядности наподобие бизнес-проекта?
Возможно и то, и другое. Но важно не это. Главное, что авторы этой сметы брали за основу реальные методы проведения выборов и реальные цифры, которые на них необходимо потратить. Придумать такое невозможно. За что им — отдельное спасибо: теперь мы узнали, как делают депутатов и во сколько это обходится.
Новая газета ,
14.10.2002