Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Конец прекрасной эпохи?
11.10.2002 00:01
Прекрасная, с точки зрения депутатов питерского ЗС, эпоха, когда каждый из них мог самостоятельно распределять часть бюджетных средств, возможно, подходит к концу, хотя на сей счет имеются разные мнения. Ясно лишь одно: работа над бюджетом-2003 затянется надолго.

Проект бюджета, внесенный в Собрание губернатором Санкт-Петербурга, вовсе не предусматривал ликвидацию «коллективной поправки». Как и в прежние годы, 2 процента средств были зарезервированы для последующего распределения депутатами. Эксперты Контрольно-счетной палаты забили в набат: по мнению председателя КСП Дмитрия Буренина, это является грубейшим нарушением Бюджетного кодекса и в дальнейшем может стать поводом для опротестования главного финансового документа года.

Однако тогда ни администрация, ни депутаты не придали значения предостережениям КСП. Губернатор изменил позицию уже после принятия бюджета-2003 в первом чтении. Чудо произошло после долгого разговора с господином Бурениным, хотя, скорее всего, куда большую роль здесь сыграло официальное представление городской прокуратуры от 8 октября. Прокурор города Иван Сыдорук предложил Владимиру Яковлеву устранить нарушения законодательства, внеся соответствующие поправки к проекту бюджета. В первую очередь речь идет о «коллективных» двух процентах: по мнению надзорных органов, в Питере вновь создается резервный фонд городского парламента, что запрещено 53-й статьей Бюджетного кодекса.

В тот же день Владимир Анатольевич сообщил спешно вызванным в Смольный председателю финансового комитета администрации Виктору Кротову и главе бюджетно-финансового комитета ЗС Сергею Никешину, что подписывать бюджет с коллективной поправкой не станет. На следующий день, выступая по ТРК «Петербург»», губернатор еще раз подтвердил свое решение, добавив, что всегда был противником «депутатских фондов»...

Из сказанного можно сделать вывод, что и бюджеты прошлых лет, и проект 2003 года Владимир Яковлев подписывал под дулом пистолета. Однако дело обстоит не совсем так. Резервные фонды, признанные незаконными еще в 1998 году, как грибы шам-пиньоны, вновь и вновь пробивались через законодательный асфальт.

Сложившаяся практика была взаимовыгодна. С одной стороны, депутаты, получившие кусочек городских доходов, могли вести адресную работу в округе и, соответственно, отчитываться перед избирателями. С другой стороны, количество поправок, подаваемых ими ко второму чтению, значительно сокращалось. В ряде случаев законодателям откровенно предлагали «не лезть в тело бюджета» взамен на увеличение «их» доли.

Теоретически отказ от прежних механизмов принятия бюджета должен был бы заставить депутатов более внимательно отнестись ко всем статьям этого объемного документа, что в конечном итоге идет на благо городу. Но тогда отказываться надо было еще на этапе подготовки к первому чтению. Сейчас время упущено, и нарушение всех ранее существовавших договоренностей может привести к весьма неприятным последствиям.

Ведь подготовка ко второму чтению затягивается. Более того, не вполне ясно, как вообще к нему надо готовиться. Переписывать «коллективные» поправки в виде «парных» (то есть с указанием той статьи бюджета, откуда предлагается снять необходимые средства)? На первый взгляд, препятствий к этому нет, необходимые средства в проекте заложены, дело только за тем, чтобы их «распилить».

Парламентарии не скрывают желания приступить к этой работе, но для этого надо договориться о «правилах распила», то есть о пропорциях. Кроме того, не исключено, что губернатор сделает это самостоятельно и попытается превратить бюджет в бездефицитный. Правда, изменение макроэкономических показателей неминуемо повлечет за собой отзыв главного финансового документа. Кстати, по мнению председателя КСП, именно такой путь наиболее законен: любые обходные маневры могут привести к обвинениям в нарушении бюджетного процесса со всеми вытекающими последствиями.

Но, с другой стороны, времени до конца года (и конца полномочий ЗС второго созыва) остается все меньше. Конечно, можно вспомнить 1998 год, когда депутаты под занавес все-таки успели утвердить бюджет. Но тогда у них был стимул в виде «своих» фондов, что значительно облегчало проведение второго-третьего чтения На сей раз стимула не будет. А ведь - по факту -многие социальные программы в районах финансируются именно за счет «коллективных поправок». В преддверии выборов ни один нормальный депутат не откажется от борьбы за продолжение финансирования этих программ и, соответственно, от своего права вносить поправки в бюджет-2003 и добиваться их принятия.

В общем, последствия принятого решения могут быть самыми непредсказуемыми. В худшем случае это приведет к тому, что ЗС второго созыва вообще не успеет принять бюджет-2003: при таком развитии событий в первые месяцы юбилейного года городское хозяйство обречено на недофинансирование. Но принятие бюджета, в котором не будут предусмотрены средства на необходимые социальные мероприятия, тоже будет не лучшим вариантом... Впрочем, депутаты пока не теряют надежду договориться с губернатором и общими усилиями найти законный механизм, гарантирующий финансирование их поправок. И в бюджете-2003, и в дальнейшем.

Экспресс-опрос "НВ"

Алексей БЕЛОУСОВ (фракция «Единая Россия»):

- Думаю, уже к концу недели все депутаты перепишут свои поправки в виде «парных» Я, например, это уже сделал, предложив «обрезать жирок» с ряда комитетов администрации. Ведь, например, средства на ремонт детских садов и школ или на адресную помощь нуждающимся идут за счет депутатских поправок. И если их не выделить, то сама администрация получит кучу проблем в течение следующего года.

Сергей АНДРЕЕВ (фракция «Законность»):

- Я за то, чтобы депутатские фонды сохранились. Депутаты знают свои округа, и это позволяет точнее определять адреса, по которым надо перечислять средства, помогать людям, ждущим помощи от государства. Не сомневаюсь, что все поправки будут поданы в другой, может быть, более корректной форме. Но надо отметить, что когда губернатор предусмотрел в проекте бюджета средства на «коллективную поправку», он сделал это на основании нашего закона «О бюджетном процессе». Прокуратура, кстати сказать, этот закон не оспаривала. И почему вдруг эта проблема возникла уже после того, как мы приняли бюджет в первом чтении, не вполне понятно.

Михаил АМОСОВ (депутат ЗС. председатель партии «Яблоко»):

- До тех пор, пока механизм «резервных фондов» существовал, мы вынуждены были играть по этим правилам: в противном случае наши избиратели оказались бы в худшем положении по сравнению с жителями других округов. Но при этом депутаты-«яблочники» всегда выступали против фондов в любом виде и вносили законы об их отмене (которые Собрание регулярно «проваливало»). И мы рады, что губернатор наконец согласился с нашей позицией. Хотя нельзя не признать, что ему стоило бы сделать это еще при подготовке проекта бюджета: тогда процесс отработки новых механизмов шел бы куда менее болезненно.

Валерий СЕЛИВАНОВ (депутат ЗС):

- Никто не ставит под сомнение право депутата подавать поправки к бюджету. Оно было и при советской власти, и в годы перестройки, и сейчас. Мы можем подавать поправки от имени нескольких депутатов, договариваться о поддержке инициатив друг друга. Что же до коллективной поправки, то этот термин появился после того, как Верховный суд признал незаконными наши резервные фонды. И если прокурор считает, что нынешний порядок также противоречит закону, и вносит протест, то мы обязаны прислушаться к его мнению…
Невское время , 11.10.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru