|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Яма федерального масштаба
10.10.2002 00:01
Котлован вместе с тем немногим, что в нем успели возвести на месте запланированного вокзального комплекса, передается в федеральную собственность в счет долгов РАО "Высокоскоростные магистрали". Так гласит договор, заключенный 30 сентября Минфином РФ, Мингосимущества РФ и РАО "ВСМ".
РАО "ВСМ", как известно, одолжило для строительства Транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) под правительственные гарантии 200 миллионов долларов у английских банков, из которых успело "освоить" одну треть - 65 миллионов долларов. Отдавать кредит РАО, естественно, не собиралось, и правительство теперь обязано эти деньги вернуть. В свою очередь, в качестве компенсации, "незавершенка" у Московского вокзала изымается в федеральную казну... Стоит напомнить, что правительство не раз пыталось заставить Петербург отвечать по обязательствам РАО "ВСМ" по английскому кредиту. Еще в 1998 году Законодательное собрание отказалось дать соответствующие гарантии, но в 2001 году они вдруг появились в законе о федеральном бюджете. Усилиями питерских депутатов Госдумы незаконная строчка была изъята - но это вовсе не означало, что правительство еще раз не попытается переложить свои долги на северную столицу. Проблему надо было решать, что называется, кардинально. Решение нашли, опять же, депутаты Госдумы - Сергей Попов и Игорь Артемьев. Весной 2002 года они подали в Приморский районный суд Санкт-Петербурга иск, в котором требовали признать незаконными действия правительства по возложению на Петербург обязанности возвращать английский кредит. Обоснования были просты: все финансовые обязательства города должны утверждаться Законодательным собранием. Поскольку договор поручительства по кредиту для РАО "ВСМ" не был утвержден питерским парламентом, этот договор является юридически ничтожным. Рассмотрение дела длилось несколько месяцев: начавшись в мае, оно завершилось лишь в конце сентября. Представители правительства РФ в судебном заседании пытались доказать, что Попов и Артемьев не вправе ни как обычные граждане, ни как депутаты Госдумы оспаривать действия и решения кабинета министров. По их мнению, попытки заставить Петербург платить по чужим долгам ни в чем не нарушают прав граждан. Однако Сергею Попову удалось доказать суду обратное. Причем, по его словам, значительную поддержку ему оказала питерская администрация, с которой депутат действовал "в одной упряжке". Опираясь на данные, которые представила администрация, Попов убедил суд в том, что попытка возложить на наш город ВСМовский долг ухудшила инвестиционный климат в Петербурге. Именно из-за этого сорвались переговоры с немецкими компаниями, которые планировали инвестировать в город значительные средства и поставить оборудование для минерализации питьевой воды (предполагалось заменить используемый для этого хлор на другие более щадящие реагенты). Этот факт, должным образом засвидетельствованный в суде, и стал решающим... Впрочем, кредит кредитом, а как же сама яма на Лиговке? Представители РАО "ВСМ" излучают оптимизм и говорят о том, что "передача ТКЦ в федеральную собственность решает вопрос завершения строительства важного объекта в центральной части Петербурга". По их мнению, "в ближайшее время будет объявлен тендер среди потенциальных инвесторов на застройку территории у Московского вокзала". Возможно, этот оптимизм основан на надежде взять новые кредиты под правительственные гарантии, а затем тратить их так же "эффективно", как и прежде. Возможно, в РАО "ВСМ" полагают, что вопрос о том, куда же все-таки "утекли" истраченные английские миллионы, так и останется без ответа. Как и вопрос о том, зачем вообще понадобилось привлекать гигантский кредит на реализацию безнадежно неокупаемого проекта и почему Минфин и правительство РФ снисходительно взирали на то, как РАО "ВСМ", являющееся почти обанкротившейся организацией, "осваивает" средства. Возможно, наконец, руководители РАО "ВСМ" полагают, что уголовное дело, которое в апреле 2002 года было возбуждено Генпрокуратурой по статье 176 Уголовного кодекса РФ, спустят на тормозах... Непонятно, кто и как будет "завершать" строительство, которое, по сути, и не начиналось. Непонятно, что легче - строить что-то в существующем котловане или зарыть его и начать все сначала. Непонятно, найдутся ли какие-нибудь инвесторы, которые согласятся застраивать эту территорию. Правда, теперь это проблемы уже не города, а всей Российской Федерации. Но веселее от этого не становится. Ведь в любом случае быстро они не решатся. И у ямы на Лиговке, которая чуть не стала долговой ямой для города, есть реальный шанс стать одним из крупных (в буквальном смысле) "подарков" к 300-летию Петербурга...
Новая газета-СПб ,
10.10.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |