Реформа электроэнергетики, придуманная командой Анатолия Чубайса, вчера продвинулась еще на один шаг. Госдума одобрила правительственный пакет «энергетических» законопроектов в первом чтении. Убедить депутатов из фракции ОВР (а именно их голоса стали решающими), удалось, во-первых, самому г-ну Чубайсу, более пяти часов в ночь на вторник обсуждавшему проблему с московским мэром Юрием Лужковым, а во-вторых, министру экономразвития Герману Грефу, который, по словам «овээровцев», пообещал учесть их поправки ко второму чтению (оно должно состояться до конца этого года). Правда, если г-н Греф не сдержит слова, фракция обещает в будущем голосовать «против». Вчера же недовольными остались «яблочники», аграрии и коммунисты.
Позицию коммунистов выразил газете «Время новостей» Василий Шандыбин: «Законы по энергетике принимаются с одной целью - уничтожить РАО «ЕЭС». Компания чубайсов и грефов хочет продать РАО за бесценок. Центральный диспетчерский пульт в Москве площадью 3 тыс. кв. метров оценен в 27 тыс. рублей. Хороший компьютер вы не купите за эти деньги. Здесь произошел сговор между депутатами, между фракциями, между правительством, администрацией и Чубайсом».
Бурные споры при обсуждении пакета вызвал закон «Об электроэнергетике». Против него ополчились «яблочники», подготовившие свой вариант реформы. По словам Григория Явлинского, в обсуждаемом законопроекте «отсутствуют какие-либо гарантии, предотвращающие создание жестко контролируемых РАО ЕЭС локальных естественных монополий в энергозамкнутых регионах России». А депутат из «Регионов России» Ярослав Швыряев предположил, что теперь «с помощью рубильника будет проходить назначение депутатов, губернаторов, и осуществляться прямое влияние на президента».
Фракция ОВР, по словам заместителя ее руководителя Константина Косачева, будет надеяться, что законопроекты пополнятся шестью пунктами: о запрещении веерных отключений, когда из-за должников отключаются добросовестные потребители; об увеличении доли государства в Федеральной сетевой компании с 52% до 75 % плюс одна акция, а в Системном операторе (диспетчерской компании) - до 100%; об объявлении АЭС и гидроэнергетики госсобственностью; об установлении верхних пределов тарифов и фиксированного срока их действия.
Впрочем, о полной победе правительства вчера в Госдуме говорить нельзя. Депутаты помимо энергетического пакета приняли в первом чтении законопроект о госрегулировании тарифов на товары и услуги естественных монополий, написанный 18 депутатами из «Нардепа». Его основная особенность - тарифы должны пересматриваться один раз в год. Команда г-на Грефа в принципе не возражает против такой постановки вопроса, однако считает, что в России пока нереально устанавливать тарифы на столь долгий срок. Кроме этого, по методике, предлагаемой авторами законопроекта, изменить тарифы правительство не сможет без одновременного внесения корректив в закон о бюджете текущего года. Как заявил на пленарном заседании представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов, Белый дом не поддерживает принятие законопроекта по причине его «правового несовершенства». Судя по всему, за этой формулировкой скрывается опасение о том, что предлагаемая система регулирования тарифов может разрушить созданную правительством неустойчивую конструкцию бюджета-2003. Фракция ОВР уже выразила намерение при рассмотрении проекта бюджета на 2003 год во втором чтении потребовать включить в бюджет показатели роста тарифов.
Впрочем, глава тарифного органа - председатель Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Георгий Кутовой вчера заявил о том, что необходимо как можно скорее перейти на регулирование раз в год и устанавление новых ставок с 1 июля каждого года. Но это возможно, считает он, лишь при невысокой (до 11% в год) инфляции.
Тем не менее, споры за частоту регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию (отдельный законопроект об этом входит в «энергетический» пакет) еще не закончены. В Госдуме существуют различные мнения о том, сколько раз в год приемлемо менять цену энергии и тепла в период реформирования отрасли, и самое главное - кто это должен делать. Минэкономразвития настаивает на том, что это должен быть неназываемый орган федеральной власти, уполномоченный регулировать тарифы, а ФЭК желает этот орган назвать (подразумевая, очевидно, себя), иначе, дескать, может возникнуть что-то подобное двоевластию над тарифами. В любом случае, заключил г-н Кутовой, когда рынок будет создан, регулирование тарифов уже будет не нужно.
Время новостей ,
10.10.2002