Пристроив свои медиа-активы, «Газпром» занялся банковскими. На днях газовый концерн «начал подготовку проекта реализации части пакета акций» Газпромбанка.
В принципе шаг вполне логичный, если учесть, что та же участь уже постигла МЕНАТЕП СПб и Национальный резервный банк, где «Газпром» владел пакетами акций. Однако примечательна избранная руководством концерна схема продажи.
В связи с тем, что Газпромбанк «имеет стратегическое значение для газовой отрасли страны» «Газпром» собирается продать лишь 49% его акций. Постановка вопроса сама по себе довольно странна, поскольку оценка Газпромбанка, как следует из соответствующих пресс-релизов, еще не проведена. А при неблагоприятном раскладе за пакет меньше контрольного можно получить не больше рубля.
Конечно, Газпромбанк – крупнейший российский финансовый институт. 5-е место по размерам капитала. Около 30 филиалов. Но вся беда в том, что пока бизнес Газпромбанка строится главным образом на обслуживании «Газпрома». Даже филиальная сеть имеет соответствующий географический «уклон». Поэтому сейчас при наличии не менее заманчивых предложений со стороны владельцев Альфа-банка, Росбанка или Внешторгбанка потенциальные инвесторы могут быть более привередливыми при рассмотрении «газпромовской» оферты. Тем более что концерн сейчас переживает далеко не лучшие времена и, нуждаясь в деньгах, едва ли станет проявлять чрезмерную гордость.
С другой стороны, фактически Газпромбанк уже продан. Причем без ведома его руководителей, что отчасти объясняет первоначальную неосведомленность о планах акционера в самом банке – его пресс-служба смогла дать сколько-нибудь содержательный комментарий только через несколько дней после заявления «Газпрома».
Среди вероятных покупателей Международный промышленный банк, который не так давно подписал с «Газпромом» соглашение о стратегическом партнерстве и явно положил глаз на финансы концерна. До известной степени это будет компенсацией владельцу «Межпрома» сенатору Сергею Пугачеву за проигрыш в борьбе за телекомпанию НТВ, которая досталась «Еврофинансу».
Правда, не совсем ясно, как отнесется к усилению конкурента (а на квазибанк, каковым является «Межпром», покупка Газпромбанка способна оказать не менее позитивное воздействие, чем, скажем, приобретение МДМ-Банком Конверсбанка) владелец питерского Промстройбанка Владимир Коган. Ведь президент Газпромбанка Юрий Львов некогда работал под его началом. Поэтому пугачевское «право первой ночи» вовсе не является аксиомой.
В общем, весьма симптоматично, что появление информации о предпродажной подготовке Газпромбанка почти совпало по времени с трогательным признанием руководителей МДМ-Банка в том, что они не знают, что делать с «Конверсом». По крайней мере, потенциальные участники очередной войны за отраслевой банк уже заранее будут знать результат.
Компания ,
8.10.2002