|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Мечта губернатора
8.10.2002 00:01
Замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, отвечающий за реформу федеративных и межбюджетных отношений, объявил вчера, что субфедеральные бюджеты должны будут тратить на исполнение своих функций 17% ВВП, а не 14-15% ВВП, как сейчас. Увеличить расходы регионам придется для того, чтобы финансировать 40 расходных полномочий, которые комиссия Козака хочет отдать на места.
Козак вчера рассказывал о ходе реформы функционерам "Единой России". По замыслу Козака все расходные полномочия субфедеральных бюджетов будут разделены на собственные и делегированные. Делегированные полномочия закрепляются в федеральных законах и финансируются из федерального бюджета. За выполнение собственных полномочий (в основном в социальной сфере) отвечать рублем будут только региональные и местные власти. "Надо прекратить ежегодный торг", предшествующий утверждению федерального бюджета, и "на долгосрочной основе" закрепить доходные источники субфедеральных бюджетов на уровне 17% ВВП, сказал Козак. Кроме того, в Бюджетном кодексе должна быть закреплена единая формула расчета трансфертов на одного жителя региона. Регионам, где бюджетная обеспеченность ниже средней по стране, Минфин будет помогать трансфертами, зато благополучные территории будут сводить концы с концами самостоятельно. По данным Института экономики переходного периода, в 1999 г. налоговые доходы (включая доходы целевых бюджетных фондов) территориальных бюджетов составили 12% ВВП, расходы - 14,5% ВВП, в 2000 г. - 12,2% и 14,7% ВВП, в 2001 г. - 10,8% и 14,2% ВВП. Концепция Козака предусматривает пересмотр налоговой базы региональных бюджетов. Консультант Центра фискальной политики Наталья Голованова поясняет, что "налоговая система должна пересматриваться в соответствии с программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. : налоги с равномерно распределенной стабильной базой закрепляются за субфедеральными бюджетами, а налоги, база которых распределена неравномерно, налоги с мобильной базой, налоги, поступления от которых сильно зависят от конъюнктуры, - за федеральным уровнем. По ее словам, скорее всего, будет передан на местный уровень земельный налог, налоги на имущество. Подоходный налог будет разделен между местными и региональными бюджетами, как и налоги на малый бизнес. За субъектами РФ останется региональная ставка налога на прибыль, часть поступлений от федерального налога на добычу полезных ископаемых, часть акцизов. "Сейчас доля регионов в налоге на прибыль слишком высока, нужно его централизовать и передать регионам более равномерные и мобильные источники - например, акцизы, которые взимаются в торговле, - можно увеличить децентрализацию налога на малый бизнес", - поясняет эксперт из комиссии Козака. Но откуда замглавы президентской администрации взял цифру 17% ВВП, сотрудники его комиссии не понимают. Близкий к Минфину эксперт говорит, что "17% ВВП - это слишком много". "Цифра в 17% ВВП выглядит довольно странно: в прошлом году расходы консолидированного бюджета составили 26,8% ВВП, из них на регионы приходилось 14,8% ВВП", - говорит Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Дорасти до 17% ВВП субфедеральные бюджеты смогут лишь в том случае, если центр передаст им часть полномочий по управлению бюджетом расширенного правительства. Выступая перед "единороссами", Козак промолчал об отмене нефинансируемых мандатов - обязательствах бюджетов, не обеспеченных финансированием. Члены комиссии Козака указывают на избавление от этих обязательств как на одну из важнейших составляющих межбюджетной реформы. Центр фискальной политики составил реестр федеральных мандатов. Теперь необходимо решить, какие законы государство может финансировать, а какие нужно отменять, говорит Голованова. А эксперт, близкий к Минфину, предлагает отменить нефинансируемые мандаты вовсе. Решение на этот счет комиссией Козака пока не принято.
Ведомости ,
8.10.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |