|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Как уволить губернатора
7.10.2002 00:01
Кремль готовится серьезно ужесточить контроль за региональными властями. Комиссия по разграничению полномочий между ветвями власти под руководством заместителя руководителя администрации президента Дмитрия Козака в этом месяце внесет в Думу поправки в законодательство, позволяющие отстранять губернаторов от работы не только президенту, но и правительству. Ни независимые эксперты, ни сами губернаторы не сомневаются, что проект пройдет через Думу на ура.
Комиссия Козака должна была еще 1 октября внести в Госдуму весь пакет законов по разграничению полномочий между центром и регионами. Однако до сих пор не готовы поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, касающиеся передела межбюджетных отношений, - самые тревожащие губернаторов новации. Зато в конце прошлой недели членам профильной рабочей группы Госсовета раздали для ознакомления проект федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей". Источник "Ведомостей" в администрации президента говорит, что срок внесения пакета сдвинулся примерно на месяц. Первая сенсация, содержащаяся в проекте: в ст. 13 отменяется неприкосновенность депутатов региональных законодательных собраний. Первый вице-спикер Мосгордумы Михаил Вышегородцев оценивает это "как сугубо положительное явление". "Мы как-то даже отменили в Москве неприкосновенность, но потом вышел федеральный закон, и мы вынуждены были ее ввести назад". Сами губернаторы видят наиболее серьезное ущемление своих прав в ст. 26-10, где прописан механизм введения в регионе временной администрации. Помимо "стихийного бедствия, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации" основанием для внешнего управления становится слишком большая просроченная кредиторская задолженность региона - если она достигает 30% доходов регионального бюджета. В этом случае "руководитель и состав" временной администрации утверждаются указом президента по представлению правительства. Гендиректор российского Standard & Poor's EA Rating Алексей Новиков считает, что "теоретически под эту меру подпадают почти все губернаторы". "По большинству регионов нет выверенной задолженности, это предмет давних споров губернаторов с Минфином, и при определенной методике подсчета просроченная кредиторка почти любого региона может превысить 30% бюджета", - уверен Новиков. Правда, эта мера - по проекту Козака - должна вступить в силу только с января 2006 г. , когда Минфин уже выверит долги регионов. Еще одно основание для введения временной администрации в регионе - "нецелевое расходование средств либо нарушение Конституции, федерального закона, иных нормативных актов". В этом случае решение о введении временной администрации принимает правительство России. Это сильно беспокоит губернаторов. "Прислать Счетную палату, которая выявит нецелевое использование [средств] с особым цинизмом, а потом отстранить простым постановлением правительства - это вредная новация, ущемляющая наши права и дестабилизирующая регионы", - заявил "Ведомостям" губернатор Псковской области Евгений Михайлов. А губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов, воюющий с "Сибнефтью" и "ЛУКОЙЛом" по поводу лицензий на добычу полезных ископаемых, говорит, что "ничем не сможет помочь своим избирателям, если холдинговые компании смогут через правительство таким образом воздействовать на тех губернаторов, которые им не продали что-то за три копейки, как они того хотели". Также по проекту комиссии Козака президент сможет распустить региональное Законодательное собрание, если оно в течение трех месяцев не исполняет решение суда по приведению местных норм в соответствие с федеральными законами. При этом распускать собрания президент должен будет, проведя через Госдуму специальный закон. Опрошенные "Ведомостями" губернаторы и депутаты региональных парламентов не видят в этой процедуре опасности. Новые полномочия президента по отстранению губернаторов от власти тоже целиком завязаны на судебную систему. Президент может издать указ об отрешении губернатора, если тот издал противоречащий федеральному законодательству правовой акт, повлекший среди прочего "<. .. > угрозу единству правового и экономического пространства РФ", что установлено судом и не исправлено главой региона в течение двух месяцев. Последнее обстоятельство тоже должно быть установлено судом. Эти полномочия президента не вызывают отрицательных эмоций у большинства опрошенных "Ведомостями" региональных лидеров. "Никуда ведь не делась статья по временному отстранению губернатора указом по мотивированному представлению прокурора, - напоминает Михайлов из Псковской области. - Поэтому трудоемкая и публичная процедура судебного исполнения меня не пугает". И губернатор Самарской области Константин Титов заявил "Ведомостям", что у него "нет проблем с теми полномочиями президента, которые надо подтверждать в суде". Ни у кого нет сомнений, что законопроект Козака легко пройдет в Думе. Так думают все опрошенные "Ведомостями" губернаторы, а также заместитель главы фракции "Единство" Владислав Резник. "Дело в том, что по концепции разграничения полномочий губернаторы получают такие же права в отношении мэров, какие президент имеет в отношении губернаторов, - напоминает депутат. - Поэтому губернаторам пакет в целом должен понравиться". А президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский даже опасается, что "пакет слишком быстро пролетит через Думу, общественной дискуссии, а значит, и общественного консенсуса не возникнет, а тогда эту административную реформу может постигнуть участь всех предыдущих".
Ведомости ,
7.10.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |