На парадах генералы одинаково красивы в блеске расшитых золотом погон и мундиров, а на войне как на подбор камуфлированы и сосредоточенно-серьезны. Они даже дачи строят с типичными башенками красного кирпича и всем видам досуга традиционно предпочитают отдых в баньке и охоту. Но это — только видимый антураж человека в лампасах. Лишь в кабинетной тиши генералы становятся самими собой. Именно здесь решается не только судьба армии, но и вершатся судьбы самих военачальников, от лояльности которых к высокому начальству зависит их дальнейшая карьера. Помните, как у Талейрана: “Заслуги, таланты, достоинства? Все пустое! Главное — принадлежать к какой-нибудь клике”. На сегодняшний день самым влиятельным “кланом” военного ведомства является “команда Квашнина” — генералы смекнули, что гораздо выгоднее “дружить” с начальником Генерального штаба, чем с министром обороны Сергеем Ивановым. “Семья”-то у последнего — раз-два и обчелся... Впрочем, понятие такой “дружбы” весьма условно, до той поры, пока это выгодно каждому.
Назначение полтора года назад главой военного ведомства гражданского человека (Сергей Иванов снял погоны генерала внешней разведки за несколько месяцев до этого) в какой-то степени шокировало обитателей высоких кабинетов Минобороны. Штатских вояки всегда недолюбливали, а уж когда “пиджака” поставили ими командовать (чего отродясь не бывало), то сразу ушли в глухую оборону. К чужаку генералы поначалу присматривались настороженно и ждали, когда же он достанет свою “новую метлу”. Впрочем, массовая “зачистка” так и не состоялась, со своими насиженными местами расстались лишь немногие из широколампасников, самыми “громкими” фамилиями из которых были начальник Главного управления кадров генерал-полковник Илья Панин и помощник министра Вячеслав Мелешко. Ключевые фигуры в Минобороны — начальник Генштаба и большинство руководителей главков — остались нетронутыми.
“Команда Иванова” в ранге замов, которую министр обороны презентовал вскоре после своего назначения, тоже мало походила на ударный кулак нового руководителя. “Своими” в этом списке можно было назвать Алексея Московского, который взял на себя управление вооружений, и Любовь Куделину, сменившую пост замминистра финансов на должность военного замминистра по финансам. Еще трое генералов — Иван Ефремов (кадры), Николай Кормильцев (Сухопутные войска) и Игорь Пузанов (статс-секретарь) были выходцами из армейской среды. Не случайно вскоре Ефремова отправили командовать войсками Московского военного округа, а на должность главного армейского кадровика был назначен лично преданный Сергею Иванову генерал ФСБ Николай Панков (пришел из Совбеза). Вскоре в аппарат министра был вызван на усиление и еще один генерал-чекист — Андрей Чоботов, который считается сегодня “серым кардиналом” Минобороны. Впрочем, на этом укрепление позиций “контрразведчиков” в военном ведомстве и закончилось. Если не сказать больше...
Поначалу генералы явно побаивались Сергея Иванова. Все-таки приближенный к президенту человек, полномочия которого явно выше министерского уровня. Да и на армию его бросили не хохмы ради, а для кардинального наведения порядка. От такого можно всего ожидать, вплоть до отставки. Однако прошло совсем немного времени, чтобы генералитет сообразил: в начальниках у них полный дилетант (по военной части). И что самое главное, новый министр не смог отыскать в военной среде настоящих союзников, которые реально могли бы помочь ему осуществлять не только командование войсками, но и профессионально заняться вопросами военного строительства. Потенциальных советников переманил на свою сторону... начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Вернее, они сами пришли к нему, видя, что бразды правления находятся именно в этих руках.
Фигура генерала армии Анатолия Квашнина для Министерства обороны в какой-то степени знаковая. Являясь “вторым лицом” военного ведомства, именно он рулит всей армией и не скрывает своих амбиций стать “первым”. В свое время он свалил с министерского поста маршала Сергеева, что уже стало притчей во языцех. Предполагалось, что и ему самому не удастся удержаться в военном ведомстве, но Анатолий Васильевич благополучно пережил смутное время смены министров. И... взялся за старое, что, впрочем, было легко прогнозируемо. Правда, на этот раз он действует уже не столь прямолинейно, как с пожилым маршалом, а исподволь, с оглядкой, потихоньку окружая себя союзниками из числа генералов. Справедливости ради нужно признать, что Анатолий Квашнин действительно знает жизнь армии, близок со многими высокопоставленными военными в Москве и на периферии. Он, несмотря на первое высшее гражданское образование, варится в армейском котле с лейтенантов, прошел все офицерские и генеральские должности, досконально владеет обстановкой в войсках. На сегодняшний день в профессиональном плане это один из лучших военачальников Российской армии. Все хорошо, если бы не врожденная тяга Анатолия Васильевича к интригам и непомерные амбиции...
Как образно заметил один из генералов, с приходом в Минобороны Сергея Иванова ничего в российском Пентагоне не изменилось — поменяли машиниста, но не он играет первую скрипку, главный в поезде — бригадир. “Машинистом” может быть иванов-петров-сидоров, но “бригадир”, который все обеспечивает в “поезде”, решает, кого снимать, кого сажать, кому чай подавать, — это Анатолий Квашнин. “Пассажиры”-генералы быстро просекли эту фишку и поняли, с кем нужно “дружить”.
Нынешний генеральский расклад в Минобороны складывается явно не в пользу министра. В одном с ним окопе сидят разве что Николай Панков да Андрей Чоботов, которым при всем желании и личной преданности Сергею Борисовичу не справиться с ворохом армейских проблем, им даже все документы разгрести не под силу. Даже первый “ивановский набор” сейчас уже не тот. Игоря Пузанова “съели” сразу — Сергею Иванову дали “компромат” о его министерских амбициях (без “руки Квашнина” здесь не обошлось) и у Пузанова отобрали все “портфели”. Алексей Московский хотя и пришел в МО из Совбеза и находится в обойме министра, но никто чаще его не появляется в кабинете начальника Генштаба. К чему бы? Уж на что была демилитаризована Любовь Куделина, но и ее нейтрализовал своей “простотой” Анатолий Квашнин, и теперь женщина-замминистра души не чает в своем военном коллеге.
Остался еще в “команде” недавно назначенный начальником Главного управления воспитательной работы генерал-лейтенант Николай Резник — через кадровика Николая Панкова он ближе к министру, чем к начальнику Генштаба, тем более что до 2000 года работал в Совбезе. Впрочем, в Минобороны ни для кого не секрет, что Резнику нужна была новая должность для получения генерал-полковничьих погон.
Довольно странное положение сложилось с командующим ВДВ Георгием Шпаком. Анатолий Квашнин давно заподозрил в нем конкурента, который находится в фаворе у министра обороны, да и у президента Путина, и может сам стать ему альтернативой на посту начальника Генштаба. Попытки разогнать или сократить десантные войска предпринимались неоднократно, на ВДВ насылались проверки, а каждое ЧП у голубых беретов становилось поводом для серьезных наездов. Генерал Квашнин не скрывает, что осуществит свои планы в отношении десантников и персонально генерала Шпака, как только получит всю власть в свои руки. Рассчитывать на какие-то симпатии со стороны десантного генерала в такой ситуации начальнику Генштаба, мягко говоря, наивно, хотя сам Георгий Шпак и не стремится занять чье-либо более высокое кресло — он лишь пытается поднять свои войска на более высокий профессиональный уровень. Впрочем, по утверждению аналитиков, именно эксперимент с переходом Псковской десантной дивизии на контрактную основу его и погубит: “опыт над кроликом” задуман в Генштабе именно для устранения Георгия Шпака.
С кем же остальные генералы? Даже не обсуждается, с кем...
Главком Сухопутных войск Николай Кормильцев, начальник ГРУ Валентин Корабельников, первый зам начальника ГШ Юрий Балуевский, главком ВВС Владимир Михайлов, главком ВМФ Владимир Куроедов — это люди Квашнина. С ними в одной шеренге и все командующие военными округами. Плюс главком Внутренних войск Владимир Тихомиров, выходец из армейской среды и личный друг Анатолия Васильевича. Есть в Минобороны и две “темные лошадки” — замминистры Владимир Исаков (тыл) и Александр Косован (строительство и расквартирование), которые не засвечивают прилюдно своих симпатий. В министерстве их называют “умными людьми”. Оба, между прочим, умудрились получить звания генералов армии, чего не было на этих должностях со времен Великой Отечественной войны. Исаков тем не менее “расположен” ближе к Квашнину, чем к Иванову, а Косован делает вид, что находится между обоими.
Не так давно в Минобороны произошло незаметное, но, как считают многие, судьбоносное назначение. Никому не известный за пределами Генштаба генерал Важакин был назначен на должность первого заместителя начальника ГУКа, то есть в подчинение к Николаю Панкову. По мнению военных аналитиков, это был последний штрих в выстраиваемой Анатолием Квашниным комбинации — таким образом он нейтрализовал “ивановского” Панкова и замкнул на себя все среднее звено Минобороны. Первый зам, как правило, и решает все вопросы с назначениями и переподчинениями, и можно не сомневаться, что Важакин, как ставленник начальника ГШ, будет проводить правильную кадровую политику. В военном ведомстве поговаривают, что на эту серьезную уступку Сергей Иванов пошел под давлением Квашнина, который взамен подставился под допущенные министром просчеты.
Сейчас в Минобороны окончательно поняли, что “ставить на Иванова” нельзя. Самое страшное, что и он сам осознал, что ничего собой не представляет на посту военного министра. Вероятно, что Сергей Борисович и не особо пытался предпринять что-либо конкретное, осознавая, что в этой должности он человек временный. Впрочем, свою основную задачу он выполнил — сохранил преданность армии Верховному главнокомандующему. А на большее один человек, пусть даже министр, не способен. Тем более при наличии такого серьезного соперника-подчиненного, как Анатолий Квашнин, который предпочитает работать на свой собственный имидж.
Резюме получается довольно грустное. И в первую очередь для самой армии. Не из-за конкретных фамилий (смени сейчас Иванова или Квашнина, в войсках и не сразу заметят), а потому, что все военное строительство в России свелось к двум вещам: увеличению денежного содержания и строительству жилья. И с тем, и с другим выходит явная пробуксовка. Ради чего тогда весь генеральский сыр-бор было разводить?
МК ,
25.09.2002