|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Золотое время политолухов
18.09.2002 00:01
Выборная кампания в городской парламент - Законодательное собрание Санкт-Петербурга неофициально уже стартовала. В штабах потенциальных кандидатов в народные избранники вовсю закипела работа. Активизировались всякого рода полит-технологи, политологи и прочие пиармены и пиарвумены.
Относиться к ним, толкователям текущего политического момента, серьезно - все равно что анализировать программу "Телепузики" с точки зрения взрослого человека. Но политологи относятся к своему занятию крайне серьезно и оттого выглядят даже смешнее своих подопечных - политиков. Пытаются анализировать и прогнозировать то, что никакому анализу, а тем более прогнозу, не поддается, - человеческую глупость, вранье и жадность. Основной источник доходов политических аналитиков и имиджмейкеров - выборы. По разным оценкам, кампания, например, по выборам городского парламента этой осенью будет стоить от 10 до 20 миллионов долларов. Львиная доля этих денег уйдет на разработку предвыборных стратегий и пиара. В работе типичного предвыборного штаба существуют три основных направления траты денег - пиар белый, пиар черный и работа со СМИ. Белый пиар - это все мероприятия, направленные на рекламу подопечных кандидатов. Черный - на контрпропаганду действий соперников. Работа с прессой - "продвижение" в СМИ черного и белого пиара. По разным оценкам, в предвыборных кампаниях в Петербурге принимают участие до 50 процентов журналистов известных городских СМИ. Пишут программы кандидатам, листовки и прочую бумажную агитацию. Средняя цена за статью - 50 - 80 долларов. Размещение ее в газете с тиражом 10-15 тысяч - 200 - 300 долларов. Цены просто мизерные по сравнению с московскими. В более популярных газетах цены повыше, но самые высокие на телеканалах. На весь этот промоушн тратится львиная доля предвыборного бюджета, и "осваивают" их помимо пиар-агентств политтехнологи и политологи. Они создали целую сеть теле- и радиопередач, рубрик в газетах и прочих площадок, главной целью существования которых является освоение предвыборных бюджетов. В межвыборное время остается только поддерживать статус знатных политологов. Это делается двумя способами - высасыванием из пальца полит-процесса и предсказанием вариантов развития политситуации. Как правило, в обоих случаях получается полная белиберда. Как показывает опыт, сын ошибок трудных, за исключением очевидных вещей, ни одного точного прогноза современная отечественная политология дать не смогла. Ни разу! Политологи проспали победу ЛДПР и крах ДВР на выборах в Госдуму в 1993 году, если бы их послушали в 1996 году, то Ельцин вряд ли бы победил, Собчака они убаюкали до того, что тот вообще не считал Яковлева себе ровней, никто из них не предсказал "яблочный прорыв" в первом туре выборов в питерский ЗакС в декабре 1998 года, для них были полной неожиданностью победа виртуального "Единства" на выборах в Госдуму в 1999 году и феномен "неизвестного Путина". На недавних выборах красноярского губернатора во второй тур чуть не вышел "красный" Сергей Глазьев, кампания которого, с точки зрения политтехнологий, стоила сущие копейки. Он просто ездил по региону и разговаривал с людьми. Такая тактика принесла ему больше голосов, чем могли "гарантировать" высокооплачиваемые технологи. Может быть, реальная работа с людьми потихоньку начинает вытеснять имитацию политики из нашей жизни? Социолог Моги л веский, говоря о перипетиях предвыборной ситуации в Петербурге, заявил, что, по его оценкам, стоимость выборов для "проходного кандидата в ЗакС может доходить до миллиона долларов". Хотя, по нашим оценкам, сумма затрат на кампанию среднестатистического кандидата примерно равна 100 - 150 тысячам долларов, но, видимо, миллион - это с учетом стоимости самого социолога. Политолог Мусаков вообще все упростил до предела. Рекламирует себя по телевизору. Ролик с труднообъяснимым текстом и портретом политолога соседствует с рекламой прокладок и фальшивой школы моделей. Последнее ярко иллюстрирует отечественную политмысль. В политике крутятся очень большие деньги. Она аккумулирует почти все финансы, имеющиеся в отечественной экономике. Недаром в исследовании о российской коррупции, проведенном фондом ИНДЕМ, партии и депутаты вошли в пятерку наиболее коррумпированных сфер деятельности. Главной их задачей было и остается одно - создать видимость политической жизни, то есть создать рынок для самих себя. В обществе выработалось отношение к политике как к чему-то ни то темному, ни то просто грязному и отталкивающему. К чему все это приводит? В последних выборах губернатора Ленинградской области приняли участие 34 процента избирателей, это третий с конца показатель по России. Нынешний состав Государственной Думы избрали примерно 15 процентов избирателей-россиян. Губернатора Яковлева выбрали 25 процентов петербуржцев... Почти всю нынешнюю, особенно региональную, власть избрало меньшинство. Лишь при явной активности избирателей эффективность предвыборных технологий и пропаганды сводится практически к нулю. Но большинство соотечественников относится к власти как к неизбежному злу и потому мараться ее выбором не желает. В грядущий выборный период представители самой бесполезной профессии опять не оставят нас в покое. Будут испытывать на живых людях свои идеи, за аналитическим туманом прятать агитацию за проплаченных кандидатов и бредить по поводу очевидных банальностей. На выборы опять придут одураченные обыватели и купленные за три кило гречки бедные старики. А значит, вновь выберут тех, на кого потом люди будут смотреть и удивляться: откуда взялись эти болтуны и проходимцы?
МК-СПб ,
18.09.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |