Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Традиции купить нельзя
16.09.2002 00:01
Десятого октября Большой зал Московской консерватории примет на своей сцене редких гостей - Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Этот коллектив крайне редко бывает в Москве и потому в отечественной прессе почти не упоминается. Зато за рубежом, как пишет британская Financial Times, петербургский филармонический считался в девяностые годы не только самым популярным российским оркестром, но и самым дорогим: одно выступление, по оценкам влиятельной газеты, стоило 70 тыс. фунтов - это почти на четверть дороже, чем выступление Российского национального оркестра Михаила Плетнева, правда, раза в два дешевле самых дорогих американских оркестров. Своими позициями в мировой табели о рангах петербургский коллектив обязан прежде всего авторитету Евгения Мравинского, возглавлявшего оркестр с 1938 года. Сегодня высокий рейтинг коллектива и его доброе имя поддерживает Юрий Темирканов. Ему удается совмещать пост художественного руководителя питерского оркестра с работой еще в двух как минимум - в Лондонском филармоническом и в Балтиморском симфоническом. Незадолго до выступления в Москве г-н Темирканов любезно согласился ответить на несколько вопросов "Эксперта".

- Насколько нам известно, у вас довольно напряженный личный график выступлений в Европе и Америке. Контракты расписаны на два-три года вперед. Как много времени вы проводите со своим оркестром в Петербурге?

- В Петербурге я бываю не так часто, как хотелось бы, но к работе с моим оркестром это не имеет отношения. Большую часть времени я провожу с петербургским оркестром в зарубежных турне - это примерно пятнадцать-шестнадцать недель в году. Не каждый западный дирижер может похвастаться таким количеством выступлений с одним коллективом. А в Балтиморе я тоже главный дирижер, к несчастью...

- Почему же "к несчастью"?

- Если бы я мог зарабатывать достаточно денег в России, то не согласился бы на должность главного дирижера где-то еще. Сегодня же мне самому приходится платить за роскошь работать в своем отечестве. Выходит так, что на перелет из Америки в Россию приходится тратить больше, чем я получаю за год на посту главы Петербургского филармонического оркестра. А если учесть, что летать мне приходится раза три.четыре в год, то получается, что должность в Питере приносит одни убытки.

- Вы много работаете с западными коллективами. Что их, на ваш взгляд, отличает от наших?

- Хоть это и обидно признавать, российские оркестры никогда не готовятся к репетициям. Еще одно отличие заключается в том, что в России профессия музыканта вообще не считается престижной. Яркий тому пример: когда в Балтиморе объявляется вакансия на одно место, заявления подают больше полутора сотен человек. Лет пятнадцать назад у нас была такая же ситуация. Сейчас если открывается вакансия в петербургском оркестре и по объявлению приходит пять человек - это праздник. Обычно приходит человека два-три. Это и понятно: теперь ведь уже нет обкома партии, который обеспечивал музыкантов жильем и пропиской. А на те деньги, что сейчас филармония предоставляет музыкантам в качестве зарплаты, и квартиры не снять.

- Симфоническая музыка становится в России все менее популярной...

- Возможно, это так. Симфоническая музыка стала теперь элитарной. Это раньше она часами и годами звучала по радио и телевидению, но в восьмидесятые-девяностые все изменилось. Нам на головы обрушилась настоящая помойка, которую и культурой-то не назовешь. Нынешнее поколение, воспитанное на новых телепрограммах и газетах, даже не догадывается, что есть классическая музыка. Да что там, молодежь не может мазню какую-нибудь от Рафаэля отличить!

- Разве на Западе ситуация иная?

- Духовная жизнь на Западе никогда не была на высоком уровне. Но американские и европейские оркестры спасает очень богатый средний класс. Там пойти на симфонический концерт считается престижным. Кстати, западным оркестрам государство тоже не так уж много денег дает - они на девяносто процентов живут за счет спонсоров. Правда, каждый из них выделяет на содержание оркестра до шести миллионов в год. А у нас после семнадцатого года понятие "спонсорство" потеряно, да и Саввы Морозовы давно вымерли.

- Вы выступаете в Питере, на Западе, а когда последний раз были в Москве?

- Если мне память не изменяет, за последние двадцать лет я дирижировал в столице раза два. А в Москве я был не так давно - встречался с Путиным. Мы с ним обсуждали ситуацию, которая сложилась в российской музыкальной культуре.

- Это был конфиденциальный разговор?

- Да, это был разговор один на один - по моей инициативе. Хотя, честно говоря, я плохо себе представлял, как вообще можно говорить с президентом о музыке. Не поговорить же о том, что положение музыкальной культуры у нас чудовищное, я не мог. Однако беседа получилась на удивление продуктивной, и у меня появилась надежда, что еще не все потеряно.

- О чем конкретно шла речь, если не секрет?

- Мы говорили о двух театрах - Большом и Мариинском, о положении музыкантов в этих театрах, о проблемах московских и петербургских оркестров. И еще о том, в каком бедственном положении находятся сейчас педагоги наших консерваторий. Ведь из-за этого лучшие из лучших сегодня покидают страну, уезжают и талантливые дети. Никто из них не возвращается. Нам пора задуматься о будущем: если бездействовать сейчас, завтра прервутся традиции российской музыки, культуры. Тогда, даже если в России сформируется и окрепнет средний класс и появятся деньги на культуру, давать их будет некому, ибо традиции купить нельзя. Тогда российскую культуру придется строить с нуля.
Эксперт , 16.09.2002


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru