Сегодня Петербургский ЗакС второго созыва открывает новый парламентский сезон. По логике вещей, он должен продлиться не более трех-четырех месяцев и увенчаться выборами, которые станут точкой отсчета для обновленного состава нашего депутатского корпуса.
О степени серьезности намерений наших избранников поскорее переизбраться можно будет судить по тому, какие «предвыборные» документы они предпочтут рассматривать в первоочередном порядке. Одно дело, если городские законодатели оперативно примут постановление, которое подготовили лидеры фракции «Единство — Народная партия» Вадим Тюльпанов и Виталий Калинин, о назначении выборов на 8 декабря с. г., а затем по инициативе одного из лидеров петербургского отделения «Единой России» Константина Серова утвердят новую «нарезку» избирательных округов.
Совсем другая политическая реальность возникнет в том случае, если с подачи коммуниста Станислава Житкова депутаты предпочтут выборам законодательное продление своих полномочий до декабря 2003 года.
Откровенно говоря, второй вариант разрешения давних предвыборных коллизий представляется менее вероятным. Ведь, чтобы гарантированно задержаться в Мариинском дворце еще на год, депутатам ЗакСа необходимо в течение недели провести одно за другим три чтения законопроекта коллеги Житкова да еще добиться подписания этого документа губернатором. Хотя при взаимном интересе технические проблемы можно было бы решить. Достаточно вспомнить, как года три назад для экстренного переноса даты губернаторских выборов городские законодатели умудрились провести три заседания менее чем за сутки, а Владимир Яковлев, не мешкая, освятил их волеизъявление своей подписью…
Если конкретная дата выборов депутатов ЗакСа по-прежнему остается яблоком раздора, то по одной из важнейших составляющих будущего успеха в избирательной гонке наши законодатели всегда договорятся. Речь идет о пресловутой пакетной (чуть раньше — коллективной) депутатской поправке к петербургскому бюджету. Эти 2% его расходной части, которые год от года увеличиваются в стоимостном выражении, позволяют заксовцам за казенный счет регулярно облагодетельствовать своих избирателей. У изобретенного ими бюджетного ноу-хау, пожалуй, один-единственный, но фатальный недостаток — оно, мягко говоря, не вписывается в реалии Бюджетного кодекса РФ.
Недавно прокурор города Иван Сыдорук опротестовал узаконенное петербургскими властями лишь в июле новое издание депутатского резервного бюджетного фонда в виде вышеупомянутой пакетной поправки. Законодательная хитрость заключалась в том, что профильный комитет ЗакСа с молчаливого согласия городской администрации представляет этот «пакет» не сразу, а в ходе второго чтения проекта петербургского бюджета.
Сыдорук обнаружил и в этом механизме отступления от Бюджетного кодекса. Дело в том, что до тех пор, пока бюджет не обеспечил «финансирование минимальных государственных стандартов», никаких иных расходов в нем не может быть. Да и категорический запрет на создание резервных фондов законодательных органов власти (в каких бы то ни было формах) никто не отменял.
Таким образом, в преддверии неумолимо надвигающихся выборов депутаты ЗакСа оказались в весьма щекотливой ситуации. Удовлетворение «бюджетного» протеста прокурора равносильно отказу от испытанного способа создания выгодного предвыборного имиджа, что равносильно политическому самоубийству. Отклонение прокурорских претензий чревато чередой судебных тяжб, в которых с некоторых пор надзирающая инстанция неизменно берет верх. Поэтому, скорее всего, депутатам придется срочно изобретать новый способ сохранения контроля над вожделенными двумя процентами городского бюджета. Реальной альтернативой этому может стать годичная отсрочка выборов, в ходе которой народные избранники попытаются придумать более фундаментальную околобюджетную хитрость.
Петербургский час пик ,
11.09.2002