Юбилейной горячкой в Петербурге охвачено буквально все: мосты, дороги, дворцы, музеи, театры... Кстати, о театрах. А именно - о Мариинском, вокруг которого уже давно ломают копья в связи с планами строительства грандиозного нового здания театра (о чем «Новая газета» писала уже не раз). Сегодня этa тема, похоже, получает новый поворот.
В конце августа принято решение о том, что будет создан оргкомитет по подготовке к проведению международного конкурса на разработку проекта нового здания Мариинского театра. Возглавит его министр культуры Михаил Швыдкой. Сопредседателем комитета стали председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров и художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев. Туда входят также представители Минфина, Минэкономразвития, Минкульта, а также президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В ближайшее время будет создана рабочая группа для подготовки программы конкурса, состава жюри и списка конкурсантов. Возглавит группу главный архитектор Петербурга Олег Харченко.
За этими скупыми строками сухой информации скрывается свой драматический накал. Вот что мы писали об этом еще в январе этого года: «Интрига вокруг строительства нового здания Мариинского театра заставляет померкнуть любые самые смелые спектакли Валерия Гергиева. Знаменитый дирижер решил поставить себе памятник не в эфемерных музыкальных звуках, а в стекле и металле. Невзирая на явное недовольство как со стороны городских властей, так и культурной общественности Петербурга».
Общественность была шокирована тем, что создалась реальная угроза келейного принятия решения о строительстве суперздания по проекту американского архитектора Эрика Мосса. Хотя для воплощения проекта придется снести целый квартал на противоположном от Мариинки берегу Крюкова канала. А современное здание из стекла, бетона и металлоконструкций грубо нарушит сложившийся архитектурный ансамбль, сломает привычные глазу пропорции с видом на воспетый поколениями художников и поэтов Никольский собор. Кроме того, грандиозное строительство потребует огромных денег, исчисляемых сотнями миллионов долларов. (По словам Анвара Шамузафарова, цена затеи - где-то 150 миллионов «зеленых».) И в случае возникновения затруднений с финансами стройка может либо зависнуть, превратившись в разорительный долгострой, либо затянуть город в долговую яму...
Судя по последним событиям, эти сомнения удалось преодолеть. Комиссия создана, творческий конкурс вот-вот объявят... Но сомнения все равно остаются. И не только по поводу моссовского проекта. Мы убедились в этом, побеседовав с людьми, близкими к театральному окружению маэстро Гергиева. Правда, в печати они просили себя не называть, но люди, поверьте, весьма компетентные.
Так вот. Они называют как минимум три причины, по которым, на их взгляд, следует вообще отказаться от амбициозного проекта строительства так называемой малой сцены Мариинского театра. Подчеркиваем: не по проекту Мосса, а вообще.
Причины? Во-первых, даже существующий зри-тельный зал Мариинки, оказывается, хронически недозаполнен! Заполняемость (по числу проданных билетов) в прошлом сезоне составила 86%, в нынешнем - 82%. На многих оперных спектаклях и особенно - симфонических концертах зал заполнен вообще только на 50 - 60%.
Во-вторых, в случае строительства новой сцены резко возрастет численность персонала театра, затраты бюджета на содержание колосса станут вообще неподъемными (они и сегодня составляют около 8 миллионов долларов в год).
В-третьих, техническое состояние старого театра и его оборудования - критическое, откладывать его реконструкцию на пять-шесть лет до окончания строительства малой сцены нельзя, театр этого просто не выдержит, это кончится каким-нибудь очередным ЧП с участием солистов МЧС...
Не подумайте, что вокруг Гергиева окопались какие-то анонимные недоброжелатели, эти люди горячо болеют душой за свой театр. И вовсе не против приведения его в порядок. Это, по их словам, надо делать. И делать немедленно. Только вот нового здания не надо. Со старым бы вначале разобраться.
Новая газета-СПб ,
5.09.2002