В Законодательном собрании смятение чувств. На момент сдачи номера даже не был окончательно решен вопрос, когда впервые после каникул собираться — 4 или 11 сентября. Приближающиеся выборы вдруг ока-зались так осложнены всякими привходящими обстоятельствами, что не знаешь, куда и шагу ступить.
Из отпуска выходить не хочется
Первое заседание ЗС, скорее всего, состоится все-таки 11 сентября, как и решили перед уходом на каникулы, а не 4 сентября, как предложил недавно председатель комитета по законодательству Виталий Калинин. Он мотивировал ранний выход из отпуска большим количеством неотложных дел, но депутаты не прислушались, и, может быть, зря. Сиюминутную выгоду предпочли стратегической. С другой стороны, их можно понять: проблемы, вставшие перед ними, так сложны, что поневоле хочется оттянуть тот момент, когда их решением придется заняться вплотную.
Как известно, перед каникулами депутаты решили, что будут переизбираться в декабре. Самая вероятная дата, с учетом праздников (12.12 — День конституции), — 8 декабря. Узаконить ее надо специальным постановлением до 19 сентября (не позже, чем за 80 дней до выборов). Кроме того, до этой даты надо утвердить новую «нарезку» избирательных округов и, по возможности, привести петербургский закон о выборах в соответствие с федеральным, чего в августе вдруг потребовал глава Центризбиркома Александр Вешняков. Если депутаты собираются впервые 11-го, то на все про все у них только два регулярных заседания.
Ладно, время: можно, в принципе, и ежедневно заседать. Но практически все перечисленные пункты кажутся невыполнимыми с точки зрения содержания.
Москва ударила «под дых»
Меньше всего на свете депутатам хочется «привязывать» свой закон о выборах к федеральному. И не только потому, что Александр Вешняков нашел 17 страниц противоречий.
У депутатов уже выработался настоящий «синдром партийных списков», совершенно парализующий всякую созидательную работу. И хотя в федеральном законе есть разъяснение, что смешанная система выборов до 14 июля 2003 года вводится на местах по желанию и сами петербургские парламентарии пытаются друг друга в этом убедить, страх все-таки силен.
Москва устами Вешнякова просто подвесила петербургские выборы в воздухе: председатель ЦИК пообещал, что, если закон не будет изменен, выборы могут пройти на основе федерального законодательства. То есть, видимо, и по партийным спискам. Это значит, что в любой момент избирательной кампании, когда уже потрачены большие деньги, «прикормлены» избиратели и опросы предвещают тебе победу, правила могут кардинально измениться — например, твой
округ просто перестанет существовать, потому что округов станет в два раза меньше.
Пограничное состояние
Что касается новой «нарезки» округов, то тут вопрос стоит еще более остро. Сама проблема возникла по объективным причинам. За четыре года, минувших с поры предыдущих выборов, народу где-то стало больше, а где-то — меньше.
Соответственно, чтобы привести округа к общему знаменателю, нужно поменять их границы. Из документа, разосланного парламентариям в конце июля, следует, что изменения касаются 18 округов из 50, причем серьезные трансформации ждут в основном Центральный, Приморский, Петроградский, Фрунзенский и Красногвардейский районы. Чьи-то округа будут расширены, чьи-то, напротив, «урезаны». Недовольны ни те, ни другие. Для того ли депутат много лет упорно работал со своими избирателями, чтобы накануне голосования ни с того ни сего отдавать их в чужие руки? А с другой стороны, зачем его соседу «чужие» избиратели, которых он ни разу не успел облагодетельствовать? Почти никто из 18 депутатов сегодня не готов конструктивно подойти к решению территориального вопроса. А решать его надо. Потому как нечестно и
несправедливо, когла в одном округе избирателей намного больше или меньше, чем в другом. В конце концов, даже расходы депутатские оказываются несопоставимыми.
Календарный вопрос
Дата выборов, уже практически определенная, тоже вызывает в депутатском корпусе нестроения. И связаны они опять с партийными списками. За лето решимость определенных политических сил проводить выборы по партийным спискам только усилилась, и если не получается сейчас ввести в действие соответствующую норму федерального закона — значит, надо любой ценой оттянуть выборы на год.
Силы эти — «Единая Россия» и СПС. Причины, по которым они жаждут выборов по спискам, абсолютно очевидны. На федеральном уровне их влияние неоспоримо, а в городе — ничтожно.
Более того, в городе почти нет ярких фигур, которых они могли бы привлечь под свои знамена. Говоря иначе, кроме партийного брэнда, у «единороссов» и правых в Петербурге ничего нет.
Партийное строительство «ЕР» в северной столице уступает по темпам и активности даже Народной партии, что лишь отчасти связано с внутрипартийными сложностями вокруг бывшего «Единства». Что касается СПС, то и здесь налицо всегдашняя проблема — жестокий кадровый голод.
Y «Единой России» и СПС в Законодательном собрании вместе — 15 штыков. Чтобы заблокировать процесс назначения выборов на этот год, им нужно еще около десятка. Потенциально часть из них может быть привлечена за счет «Воли Петербурга». Однако нет уверенности, что даже «партийные» штыки не поколеблются. Кто знает, что будет через год с партиями, а сейчас перед носом свои, родные, до боли знакомые избиратели.
Казалось бы, о чем спор? По закону оттянуть выборы до момента, когда смешанная система станет обязательной, практически невозможно: если депутаты не назначат дату, ее обязан назначить горизбирком, и эта дата будет не позднее, чем через месяц после окончания полномочий действующего созыва. В нашем случае — не позднее, чем в феврале 2003 года, что «партийцев» не спасает.
Тут за правых подумали левые
Единственный на сегодняшний день коммунист в Мариинском Станислав Житков внес законопроект о годичном продлении полномочий петербургского парламента. Депутат Житков ссылается на 82-ю статью федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», допускающую продление полномочий (но не более чем на год) региональных органов власти в том случае, если их выборы совмещаются с какими-нибудь другими. Под «другими» Житков имеет в виду думские выборы, которое намечены на декабрь 2003 года.
Инициатива Житкова тоже вполне ясна: КПРФ как партия имеет больше шансов продвинуть своих делегатов в собрание, чем если бы они шли по мажоритарным округам.
Правда, у законопроекта Житкова есть серьезный изьян: в отличие от продления собственных полномочий, петербургские депутаты не вправе законодательно совмещать свои выборы с думскими, дата которых пока не определена. Над этим придется поломать голову.
Фактор Яковлева
Окончательно запутывает мысли бедных депутатов «губернаторский вопрос». Владимир Яковлев решил идти на третий срок, и теперь слово осталось за Законодательным собранием: оно должно внести соответствующую поправку в городской Устав. Для этого губернатору надо собрать 34 голоса. Учитывая феерическое пересечение интересов внутри Мариинского дворца, комбинация представляется вполне осуществимой. С другой стороны, в нынешней ситуации рядовому депутату непросто определить, как аукнется оказанная им губернатору поддержка на выборах в ЗС. Если губернатор будет «банковать» — хорошо, а если Москва?
Как бы то ни было, реальное финансирование избирательной кампании почти все крупные участники предвыборной гонки стараются оттянуть. Нет уверенности, что не будет фальстарта. Все застыли в ожидании. В центре всеобщего внимания — депутаты Законодательного собрания Петербурга. Многие — в последний раз.
P. S. По мнению председателя ЦИК, закон «О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга» не соответствует вступившему в силу федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по следующим положениям:
— не закреплено положение о том, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном органе должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов;
— отсутствует требование, согласно которому выборы депутатов городского парламента должны проводиться на альтернативной основе;
— не закреплен порядок назначения голосования в случае досрочного прекращения полномочий Собрания;
— не предусмотрен порядок назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначат выборы в порядке, предусмотренном законом, а также не предусмотрен порядок проведения выборов, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, установленном федеральным законом;
— не предусмотрены ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидатов, а также доверенных лиц зарегистрированных кандидатов;
— не предусмотрены положения, касающиеся условия проведения предвыборной агитации посредством массовых мероприятий, не установлено ограничение в части злоупотребления правом на проведение агитации, а именно недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, не в полной мере урегулированы условия выпуска и распространения печатных, аудиовизу-альных и иных агитационных материалов;
— не урегулирован порядок финансирования выборов в случае, если финансирование не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, не определен статус членов участковых избирательных комиссий, не урегули-рован порядок реформирования окружных, участковых избирательных комиссий;
— не соответствуют федеральному закону определение-понятия «избирательные объединения»; сроки принятия решения о назначении выборов; порядок составления списков избирателей; основания включения граждан в списки избирателей; порядок образования избирательных округов.
Город ,
3.09.2002