В далеком тревожном 1998 году, когда губернатор Петербурга Владимир Яковлев все еще не решался признаваться общественности в своем ингерманландском происхождении, Регистрационная палата СПб зарегистрировала очередную частную фирмочку под звучным названием ЗАО «Лентеплоснаб». Генеральным директором ЗАО являлся некий Кузьмин А. В., однокурсник некоего Игоря Владимировича Яковлева. Может, в силу этого знакомства, а может, потому, что в названии фирмы затейниками была использована авторитетная приставка «Лен», но спустя пять месяцев после регистрации эта скромная частная организация получила в свое распоряжение собственность двух городских районов Петербурга — Пушкинского и Колпинского.
История приватизации городской собственности под названием ГУП «Пушкинский ТЭК», несомненно, заслуживает отдельного рассказа, ибо содержит множество тайн и недоразумений на сумму в миллиарды казенных рублей. Но главное — в этой истории содержатся ответы на самые насущные вопросы петербуржцев. Например, на такой: почему за коммунальные услуги горожане должны платить все больше и больше, а качество этих услуг все хуже и хуже?
Не кочегары и не плотники
30 ноября 1998 года на основании распоряжения губернатора Петербурга № 1046-р между частной фирмой ЗАО «Лентеплоснаб» и огромным предприятием ГУП «ТЭК СПб» было подписано удивительное соглашение. Оно называлось «Договор простого товарищества», и согласно этому документу государственная собственность в виде 64 зданий, набитых оборудованием и ценнейшими строительными материалами, котельные, административные помещения, насосные станции и все прочее имущество «Пушкинского ТЭК» передавались вновь созданному товариществу.
ЗАО «Лентеплоснаб» тоже в долгу не осталось — оно передало в товарищество величайшие ценности. Цитирую по договору: «Лентеплоснаб» обязуется внести в качестве вклада деловые связи и деловую репутацию, профессиональные знания, программу бухгалтерского учета на базе 1С, 2 (два) элемента памяти Touch Memory…».
Обратите внимание на наглость затейников — солидное предприятие с полувековым опытом работы ГУП ТЭК вкладывает в товарищество самые лакомые куски госсобственности стоимостью в десятки миллионов долларов, а только что вылупившееся ЗАО имеет честь вложить в дело «репутацию и деловые связи», а также программу бухгалтерского учета и целых 2 (две) микросхемы.
Теперь читаем договор дальше: «Общей целью деятельности «Товарищей» является выработка тепловой энергии, транспортировка и снабжение ею потребителей Пушкинского района». Поскольку «снабжение потребителей теплом» производится за деньги, понимаем, что в результате получилось – готовый, давно и успешно работающий государственный бизнес отдали в распоряжение частных лиц.
А теперь главная фишка договора: «п.3.2. Имущество (вещи), созданное в результате совместной деятельности, является общей долевой собственностью «Товарищей», где 99% принадлежит Лентеплоснабу, а 1% — ГП ТЭКу».
То есть город Санкт-Петербург, который внес в товарищество основные средства, получает в прибыли 1%, а ЗАО «Лентеплоснаб» — 99%.
Если это не грабеж, подскажите, как это называется?
Подсчитаем – прослезимся
Если бы ЗАО «Лентеплоснаб» внесло в договор товарищества с ГУП ТЭК только «репутацию» и бухгалтерскую программу, этот договор смог бы оспорить любой юрист ввиду ничтожности сделки. Поэтому в отдельном приложении к договору сообщается, что ЗАО «Лентеплоснаб» раскошеливается также на взнос, «эквивалентный одному миллиону долларов».
В приложении № 3 подробно расписывается этот самый миллион — у совхоза «Шушары» распоряжением городских чиновников изымается котельная, которая передается ЗАО «Лентеплоснаб». После чего ЗАО «Лентеплоснаб» проводит ее оценку, согласно которой даже старый асфальт во дворе котельной на площади 320 кв. м оценивается в 652630 рублей. Ровно столько же после аналогичной оценки стоит и дымовая труба котельной, и бак для воды, и прочее добро. Всего, таким образом, набегает как раз 30 млн. рублей, что по тогдашнему курсу как раз и означало миллион долларов.
И недрогнувшей рукой изъятая у совхоза котельная передается в качестве взноса в товарищество, куда, напомним, второй участник, ГУП «ТЭК СПб», передал 64 объекта (десятки котельных, складов, насосных станций и т. п.), оцененных в данном случае в виде исключения по рыночной стоимости. Их суммарная стоимость по случайному совпадению тоже оказалась равной 30 млн. рублей — то есть тоже миллион долларов. Таким образом, никто не может упрекнуть ЗАО «Лентеплоснаб» в том, что эта фирма внесла в товарищество меньше средств, чем государственный компаньон. Правда, в совхозе «Шушары», наверное, очень удивятся, узнав, что их убыточная котельная, оказывается, может быть обменена на миллион долларов. Но ведь совхозников никто и не спрашивал.
Тайное и явное
После успешно проведенного первого этапа операции компаньоны товарищества стесняться перестали — еще несколько лет ГУП ТЭК передает в товарищество, где имеет в прибыли всего 1%, денежные средства и материалы на сотни миллионов рублей, а к 2000 году товарищество получает и сами тепловые сети двух городских районов — Пушкинского и Колпинского.
А чтобы у представителей государства не возникало искушения однажды вернуть изъятую таким замысловатым образом собственность, в договоре товарищества появляется п. 5.3., согласно которому инициатор расторжения кабального договора обязан выплатить другой стороне штраф в размере 2 млн. долларов. Напомним, что срок действия договора — 49 лет.
Но в декабре 2001 года случилось странное — «Лентеплоснаб» уступил городу аж 4% в прибыли. Пункт 3.2. договора стал звучать так: «Имущество, созданное и приобретенное в результате совместной деятельности, является общей долевой собственностью Санкт-Петербурга, где 95% в праве собственности принадлежит «Лентеплоснабу», а 5% — Санкт-Петербургу».
Эта жертва дорогого стоила — из бюджета Петербурга на счета товарищества стали поступать огромные средства, эффективность расходования которых вызывала множество вопросов. Никакой обещанной кардинальной реконструкции теплосетей так и не произошло, а тарифы росли вместе с убытками. Однако генеральный директор «Лентеплоснаба» Алексей Кузьмин был назначен первым заместителем гендиректора всего ГУП «ТЭК СПб», а гендиректор Пушкинского ТЭК Валерий Игнатенко (тот человек, чьи подписи стояли на передаточных документах имущества Пушкинского ТЭК «Лентеплоснабу») стал гендиректором ЗАО «Лентеплоснаб».
После этой рокировки наблюдатели не сомневались, что судьба Пушкинского ТЭК ожидает и все остальное имущество ТЭК Санкт-Петербурга. И губернатор оправдал эти ожидания. В апреле 2001 года Владимир Яковлев публично заявил о грядущей реорганизации ГУП ТЭК по известному сценарию — дробление ТЭК СПб на мелкие фирмы и акционирование их частными лицами.
Однако в ситуацию наконец вмешалась федеральная власть. В марте 2002 года руководитель ТУ МАП по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко на специально созванной пресс-конференции заявил, что его ведомство считает «недопустимой реорганизацию жизненно важной для города сферы теплоэнергетики по предложению никому не известного ЗАО «Лентеплоснаб», которое существует на бюджетные дотации, а также отсутствие конкурса на право обслуживания систем городской энергетики Пушкинского и Колпинского районов и передачу этих прав «первому попавшемуся предприятию».
Последовавшая затем полемика быстро прекратилась — представители ЗАО «Лентеплоснаб» лишь вяло огрызнулись, заявив, что «отсутствие конкурса было вызвано тем, что на сегодняшний день не существует организаций, готовых руководить теплоэнергетическим предприятием, прибыль от которого ожидается не ранее чем через несколько лет». Однако реорганизация ГУП ТЭК тогда так и не состоялась.
То, что происходит с ГУП «ТЭК СПб» сегодня, известно лишь по неофициальной информации, и эта информация весьма противоречива. Но у нас нет никаких оснований полагать, что авторы вышеописанной комбинации остановились на достигнутом. Хотя бы потому, что никто из лиц, чьи подписи стоят на изученных нами документах, так и не ответил за уже содеянное.
Петербургский Час Пик ,
21.08.2002