|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Дефолт почти не виден
8.08.2002 00:01
В среду министр финансов, первый вице-премьер Алексей Кудрин вдруг стал публично успокаивать страну: ни дефолта, ни обесценивания проиндексированых зарплат в ближайшее время, а также в обремененном выплатами внешних долгов 2003 году не будет. С чего это вдруг высокий чиновник бросился успокаивать и так совершенно спокойную обществннность? Все очень просто: в стране, где уже успели принять ряд популистских, не обеспеченных экономической мощью решений, действительно кончаются деньги. При этом Россия вступает в очень важный для себя год - выборов в Думу, когда будет произведена закладка основ под выборы президента. И тут на тебе - благостность в экономике, покоившася на высоких нефтяных ценах и эффекте от девальвации рубля в 1998 году, заканчивается. Пора искать виновных. Вечный русский вопрос "Кто виноват?" как всегда заслоняет другой вечный вопрос - "Что делать?". Тут уж не до правительственного единства.
В среду высокопоставленный представитель Минфина вдруг заявил о своем недовольстве деятельностью аппарата правительства. Заявление прозвучало накануне представления Минфином в Белый дом проекта бюджета-2003. Следующий год для экономики будет напряженным. Сложности со сбором налогов и резкий рост госрасходов не позволяют властям спокойно смотреть на проблему выплаты огромных долгов ($10,8 млрд - обязательства перед западными кредиторами, плюс внутренний долг, плюс проценты, в итоге - $17 млрд.). Но признать повышение зарплат (например, военным) и приступ налогового либерализма экономически ошибочным шагом никто из высоких чиновников не рискует... "В аппарате Белого дома более 1100 человек - почти столько, сколько в Минфине. Они занимаются переписыванием подготовленных министерствами законопроектов. Получается, темпы важнейших для бюджета реформ зависят от эффективности их работы, - сообщил выскопоставленный источник в Минфине. При этом он высказал надежду, что руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов, которому поручено заниматься разработкой концепции административной реформы, обратит внимание на недостатки своего ведомства. Задача аппарата, полагают в Минфине, дать юридическую оценку документов. Вместо этого он начинает высказываться по концептуальным вопросам, иногда полностью меняя суть представленных законопроектов. "Темпы экономического роста, которыми недоволен президент, должны обеспечивать структурные реформы. Законодательная база для них готовится усилиями Минэкономразвития и Минфина, с них спрашивают за низкие темпы роста. Но реформы тормозятся на местном уровне, а еще раньше на уровне аппарата правительства",- жалуется "Известиям" представитель другого экономического ведомства. В Белом доме, в свою очередь, утверждают, что переписывать внесенные документы приходится из-за их крайне низкого качества. "Аппарат работал бы неэффективно, если бы пропускал все глупости, которые засылают министерства, - сказал "Известиям" замруководителя аппарата правительства Алексей Волин - задача правительства находить общегосударственные решения, а не отставать отдельные отраслевые интересы". Дискуссии, кто в правительстве "двигатель прогресса", а кто - тормоз, ведутся с момента образования правительства Михаила Касьянова летом 2000 года. Сейчас дискуссии явно обостряются. Сразу несколько высоких белодомовских чиновников почти в одно время захотели излить свое видение экономической ситуации взаимоотношений в своем "коллективе". Прибегая к упрощенным схемам, можно сказать, что спорят условно "питерские либералы" с "кремлевскими волошинцами". Подпирают эту конструкцию, вестимо, "питерские силовые", которые не прочь получить более высокие властные кресла. К первым относятся вице-премьер Кудрин и глава Минэкономразвития Греф, ко вторым - сам Касьянов и руководитель его аппарата Шувалов. К третьим - путинские назначенцы в ряде ведомств и отраслевых корпорациях. Дискуссии разворачиваются примерно такие: эти либералы (читай: Греф+Кудрин) такого наворотили - в налоговой политике, в социальной - что теперь мы пожинаем плоды их недальновидности. Мол, вот что вышло из их желания сделать из России классическую рыночную модель экономики. Так говорят "центристы". Поклонники "либералов" возражают, по-своему справедливо: "Если бы Греф с Кудриным не вкалывали и не суетились, правительство вообще бы радостно ничего не делало, Касьянов -это ведь этакий Черномырдин. Только благодаря тому, что либералы генерируют идеи, в экономике вообще что-то меняется". Любопытно, что ни одни, ни другие не могут жить друг без друга и неофициально, хотя и ругают оппонентов, сходятся на том, что "люди разные нужны" в правительстве. Другое дело, что финансовой стабильности это вряд ли поможет. Многие экономисты твердят: был принят ряд абсолютно популистских решений, которые и подкосили экономику. В пример приводят повышение довольствия военным. С социальной точки зрения решение нужное, но с экономической с ним вполне можно было несколько месяцев подождать. "Мы построили особенный рыночный капитализм, который очень медленно работает, - говорит один известный финансист, 3-4 процента роста для него - счастье. А причина начавшегося недовольства в том, что политические и экономические элиты вдруг осознали, что ничего не происходит и происходить в обозримом будущем не будет. Если тухлое яйцо поджарить на сковородке, вонять от этого оно меньше не станет. Характер российского капитализма не зависит от какой-нибудь одной реформы, нужен комплекс мер. Элита осознала, что впереди у нее - "предсказуемая тоска" в виде 3-4 процентов роста, никаких грандиозных осязаемых изменений и кропотливый упорный труд.
Известия ,
8.08.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |