Недавно лично президенту Путину вручили записку о положении дел в Минатоме РФ, где прямо говорится об отсутствии эффективного руководства, низком уровне финансовой дисциплины и нулевой прозрачности отрасли, а также полной неэффективности программы ввоза зарубежного отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которую лоббировали всем Минатомом еще при министре Адамове. Тогда, напомним, обещали 20 млрд долларов за ввоз 20 тыс. тонн ОЯТ и ради этого изменили несколько законов, которые в нынешнем виде и позволяют ввозить в страну всю эту жуть.
В документе, который настиг президента, сказано, что затраты России по этому проекту «значительно превысят всю доходную часть», а главной его целью является «быстрое получение финансовых средств исключительно с целью поддержания текущих проектов Минатома, которые заведомо неэффективны в силу отсутствия нормальных экономических механизмов реализации».
Вывод сделан жесткий: «В процессе принятия решения о возможности ввоза в Россию зарубежного ОЯТ руководство страны было введено в заблуждение относительно истинных целей разработчиков». Только на строительство завода по переработке ОЯТ, о котором мечтают в Минатоме, потребуется не 6 млрд долларов, как утверждалось раньше, а все 200 млрд. По крайней мере, к таким выводам пришла комиссия государственной экологической экспертизы. Приведены и сравнительные данные: японский завод (мощностью почти в два раза меньше запланированного в России) обошелся 17 млрд долларов...
Есть немало вопросов о том, каким образом будет окупаться переработка. Цены Минатома на ввозимое ОЯТ (от 600 до 1000 долларов за кг), мягко говоря, поражают, поскольку во Франции и Великобритании только себестоимость производства составляет 1500—2000 долларов за кг, и там уже пришли к выводу, что связанные с этим проекты приносят одни убытки.
Проблемы с расчетами, большими цифрами и деньгами выглядят трудноразрешимыми на фоне финансовой непрозрачности Минатома РФ. К примеру, в 1998—2000 гг. министерство получило 270 млн долларов иностранной помощи. А если верить отчетам Счетной палаты, «учет этих средств в Минатоме не ведется и в отчетах не отражается».
Разумеется, все это не способствует доверию. В документе, который попал к президенту, есть и ориентировочные планы по реформированию Минатома, и мнения различных экспертов. Прочитав записку, президент Путин написал на титульном листе: «Прошу поручить рассмотреть изложенные предложения. А. С. Волошину — запланировать мою встречу со специалистами». Теперь весь вопрос в том, каких специалистов приведут к Путину.
Ситуацию усложняет то обстоятельство, что глава Минатома РФ Румянцев, и об этом шепчутся в кулуарах министерства, собирается оставить свой пост. Мотивируют это тем, что объем ведомственных интриг оказался ему не по плечу: новый министр — недостаточно крупная фигура, чтобы играть значительную роль в борьбе, которая развернулась вокруг его ведомства и радиоактивных денег.
Новая газета ,
2.08.2002