|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Петербург охватила "скульптурная лихорадка"
2.07.2002 00:01
К 300-летнему юбилею в семье городских памятников и скульптур ожидается пополнение - около двух десятков новых архитектурных объектов возникнут на улицах Петербурга.
Среди желающих украсить город и самим войти в историю - коммерческие компании, частные лица и даже целые государства. Скульптуры разного рода попадают на улицы Петербурга несколькими способами. Во-первых, их дарят (например, памятник Петру Первому - это дар Латвии), во-вторых, они могут являться частью проекта благоустройства (многочисленные декоративные скульптуры на Малой Садовой). И наконец, история некоторых памятников восходит к временам социализма. Например, именно тогда возник проект памятника Александру Невскому. Но реализовать его сумели лишь в начале этого года. Своеобразная "скульптурная лихорадка" захватила юрод в последние год-два. За это время в Петербурге появилось более десятка скульптур разного рода: фотограф, кошки и собаки, городовой, Остап Бендер, фонарщик, гоголевский Нос, трубочист, Тарас Шевченко, Низами, Александр Невский и др. Причем собственно памятниками являются только последние три из них, остальные - так называемые "малые формы", то есть элементы благоустройства. Им сейчас отдается безусловное предпочтение. По мнению специалистов, это в некоторой степени подражательство европейским странам, где уже давно сложились традиции подобной городской скульптуры. "Малые формы" очень нравятся туристам, которые так и норовят пообниматься с фотографом и соревнуются в ловкости, кидая монетки "на выпивку" чижику-пыжику. Памятники и так называемые "малые формы" строятся либо исключительно на спонсорские средства, либо с их активным участием, поскольку в городском бюджете строки на эти цели нет уже несколько лет. Стоимость установки памятника колеблется от $5-7 тысяч до $3-4 млн, в зависимости от величины памятника, места установки, используемых материалов. Например, путь Александра Невского на одноименную площадь профинансировало ЗАО "Балтийская строительная компания" (общие затраты на изготовление и установку памятника составили около $3 млн), фонарщика и кошек с собаками на Малой Садовой поселила компания ЗАО "БиК" (по оценкам специалистов, фонарщик обошелся примерно в $6 тыс). Город памятников Идеи возведения новых памятников продолжают множиться. Например, ОАО "Альфа-Банк" даже разработало совместно с городской администрацией соответствующую программу. Эта программа не адресная, она состоит из десятка имен выдающихся людей, имеющих отношение к Петербургу, которые еще не увековечены. В перечне значатся Анна Ахматова, Сергей Довлатов, Сергей Дягилев, Андрей Сахаров, Александр Блок, Иосиф Бродский. "Этот список открытый, он будет пополняться и после 300-летия. В рамках программы 7 мая этого года уже установлен памятник женщинам-блокадницам, сейчас идет конкурс по проектировке памятника Иосифу Бродскому. Кроме того, у нас есть предложения по благоустройству некоторых территорий города. Например, в работе скульптура "Гребец" - на Суздальских озерах, сидящая на скамье фигура барда Аркадия Северного и другие", - говорит начальник отдела рекламы и PR петербургского филиала ОАО "Альфа-Банк" Лариса Конашенок. Не собирается останавливаться на достигнутом и ЗАО "БиК". Как сообщили в этой компании, в планах - благоустройство дворов Невского проспекта и Петроградской стороны (здесь планируется создать скульптурные композиции в стиле hi-tech). Кроме того, в ближайшее время Петербург ожидает целый ряд в буквальном смысле "памятных" подарков от дружественных стран и городов: Беларусь предлагает презентовать городу монумент своего национального поэта Якуба Класа, Вашингтон - Джорджа Вашингтона, Казахстан - поэта Джамбула. Обсуждается также возможность возведения как минимум трех монументов Петру Первому (архитектора Мурзина - на Петровском острове, Церетели - в Парке 300-летия, воссоздание работы Антокольского у Сампсониевского собора), двух памятников Андрею Первозванному и многочисленные аллегорические фигуры типа "Стихии Петербурга", "Сила" и прочее. Взять под контроль "Надо упорядочить процесс дарения и строительства новых памятников, потому что Петербург это не тот город, который может принимать любой дар, - считает директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. - В последнее время появилось много памятников, которые вызывают вопросы не только у специалистов, но и у самих жителей. Например, памятник Остапу Бендеру на площади Искусств, Александру Невскому на одноименной площади. Я не имею ничего против Остапа Бендера, но ставить его рядом с аникушинским Пушкиным, на мой взгляд, не совсем уместно". По мнению Владимира Тимофеева, раньше к проектированию памятников подходили более тщательно. Например, конкурс по установке того же памятника Пушкину на площади Искусств длился почти 20 лет. Сегодня нередко решающим аргументом в установке того или иного памятника является наличие спонсорских средств. Процесс согласования проекта памятника гораздо проще, чем получение пятна под строительство бизнес-центра или гостиницы, так как не требует резолюции таких серьезных структур, как пожарная инспекция и санэпидстанция. "Дело не только во внешнем облике скульптуры, но и в том, что увековечивать, а что нет. Вот, например, Зураб Церетели предложил создать во Фрунзенском районе целую аллею бюстов: 80 скульптур основных исторических деятелей Петербурга, начиная от Петра I и заканчивая Анатолием Собчаком. И, насколько я знаю, эта сомнительная идея еще не окончательно похоронена", - говорит Владимир Тимофеев. По мнению специалистов отдела эстетики Комитета по градостроительству и архитектуре, нельзя говорить ни о недостатке, ни об избытке памятников в Петербурге. "Вопрос в том, как и что увековечивать: в одном случае установить монумент, а в другом - мемориальную доску", - говорит сотрудник отдела Марина Одновалова. Своего рода ответом чиновников на бум памятникостроения стала инициатива КГА взять этот процесс под контроль. Предполагается создать специальную Комиссию по приемке памятников (КПП), которая бы контролировала процесс возникновения новых композиций на улицах города.
Деловой Петербург ,
2.07.2002
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |