«Уйти в глухую несознанку» — не слышать, что тебе говорят, не отвечать на предъявленные обвинения, просто отрицать свою вину. Примерно так переводится это выражение с тюремно-следственного языка. И не важно, что следствия по делу о размыве на Кировско-Выборгской линии петербургского метро пока не ведется, что вопросы задает не «гражданин начальник», а господа журналисты. Когда председатель Комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга Алексей Чумак утверждает, что авария на участке «Лесная» — «Площадь Мужества» будет ликвидирована в 2003 году, он действует по принципу «глухой несознанки».
Уже минуло 11 июня — день, на который глава «Метростроя» Вадим Александров назначал возобновление подземных работ после таинственных «нарушений гидроизоляции». Новый «точный срок» уже никто не называет — ждут некоего дополнительного оборудования, которое предстоит спустить в шахту, смонтировать и испытать. «Несколько месяцев», обещанных на это Алексеем Чумаком, — формулировка обтекаемая, под нее подходят и два, и десять.
Но проблема в другом: Смольный ведет себя так, будто и не было никакого совещания под председательством Владимира Путина 8 июня на Каменном острове, будто вопрос о метро не рассматривался на нем самым первым, а глава Госстроя РФ Анвар Шамузафаров не заявлял потом журналистам о создании специальной комиссии для подготовки доклада президенту и определения сроков окончания восстановительных работ.
Собственно говоря, комиссия такого рода уже состоялась. Ее выводы легли в основу доклада, который на совещании по 300-летию делал Владимир Литвиненко, доктор технических наук, ректор Санкт-Петербургского горного института. Есть информация, что президент еще в апреле лично попросил Литвиненко оценить положение дел на размыве, но специалисты-эксперты столкнулись с неожиданной проблемой. Оказалось, что по условиям контракта исполнитель работ — итальянская фирма «Impregillo-NCC-International АВ» — имеет право... не пускать никого в тоннель.
Даже специалисты Госгортехнадзора РФ, обязанные по долгу службы надзирать за всеми стройками, не имели возможности туда спуститься. И только 6 июня, когда эксперты «вооружились» бумагой от администрации президента РФ (г-н Свиридов, председатель координационного совета по мониторингу технического и экономического состояния опасных производственных объектов при полномочном представителе президента РФ в СЗФО, утвердил состав комиссии из семи человек), итальянцы пошли на попятную.
Им было что скрывать. Обнаружились не один, не два, а целый ряд инцидентов различного характера, свидетельствующих, по мнению экспертов, «о неготовности фирмы к ведению работ». Еще выходя из стартовой камеры, щит «Виктория» отклонился на чудовищную по проходческим меркам величину — 1 м в одной плоскости и 2 м в другой. Итальянцам пришлось менять стальному «кроту» программу и рыть тоннели по новому маршруту. Потом под давлением 4 бар выдавился резиновый уплотнитель между бетонными кольцами, хотя по характеристикам он должен был держать не меньше 6 бар, и в тоннель под улицей Карбышева ворвался тот самый плывун, который в 1995 г. затопил старые ходы под Политехнической улицей.
Специалисты из комиссии Литвиненко видят причину прорыва в несовершенстве конструкции. «Итальянский» тоннель, по их мнению, будет цел и невредим, только если на него равномерно давить со всех сторон; иначе бетонные кольца могут смещаться относительно друг друга и рвать уплотнители. Но в зоне петербургского размыва об одинаковом давлении не может быть и речи: между «Лесной» и «Площадью Мужества» чрезвычайно непрочные грунты. Виноват ли в этом химический состав почв, как полагает доктор наук Регина Дашко, или тектонические нарушения, обнаруженные в этом районе работниками НТФ «Геофизприбор», — в данном случае значения не имеет. Главное, что хваленая «гусеница», остающаяся за «кротом», сохранять герметичность в так называемой квазипластичной среде не способна.
Два самых главных вывода касаются не прошлого, а будущего. Во-первых, эксперты утверждают, что обделка «итальянского» тоннеля не пригодна к ремонту и, когда резина начнет стареть и трескаться, течи будет не заткнуть. Во-вторых, если все же работы продолжатся в том же духе и тем же подрядчиком, то не исключены новые аварии.
На подступах к площади Мужества тоннель пересечет коллектор, посредством которого избавляется от нечистот весь север Петербурга. И если метро осядет — а технология «Impregillo-NCC-International АВ», считают специалисты, не может считаться безосадочной, — это может привести к тяжелой экологической катастрофе. С учетом высокого статуса, приданного группе Литвиненко администрацией президента РФ, можно сказать, что впервые прозвучало официальное предупреждение строителям.
Один из самых интересных вопросов, который скоро возникнет (если уже не возник) у правоохранительных органов: кто подписал договор с итальянцами, по условиям которого даже Госгортехнадзор не пускали под землю? И дальше по цепочке: кто давал на этот документ юридическую экспертизу? Почему из множества фирм, претендовавших на заказ в 120 миллионов долларов, была выбрана именно «Impregillo-NCC-International АВ», существовавшая к моменту аварии в петербургском метро всего-то год с небольшим? Почему, наконец, представители Госгортехнадзора не забили тревогу сразу же, как только их не пустили в тоннель?
На вопросы, возникающие «по цепочке», журналистам отвечать трудно. А вот на самый первый вопрос ответ уже известен. Заказчиком в отношениях с исполнителем, т. е. с итальянцами, выступал и выступает Комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга. Если вдруг кто забыл — председателем данного комитета является г-н А. Чумак. Не тот, что когда-то «заряжал» народу воду и «крэмы» с телеэкранов, но тоже обещающий чудеса.
Петербургский Час Пик ,
19.06.2002