Этот фонд появился одновременно с "депутатскими фондами" - осенью 1995-го. Тогда же был определен его размер: 1 % от доходов городского бюджета. В отличие от "депутатских денег", фонд Смольного оказался куда более устойчивым. Первые, как известно, почти постоянно видоизменяются, виной чему -протесты прокурора Петербурга, считающего их существование незаконным. К смольнинскому фонду у прокуратуры претензий не было. Зато они были у Контрольно-счетной палаты.
Заявленная Смольным цель создания фонда - ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. По утверждению контролеров, "невостребованные" деньги из фонда тратились, например, на оплату взносов Петербурга за пребывание в составе ассоциации губернаторов Северо-Запада и даже на строительство Ледового дворца.
Однако эти претензии закончились ничем. По словам заместителя председателя КСП Германа Шаляпина, "здесь мы не имели возможности говорить о нецелевом расходовании средств. В российском Бюджетном кодексе, к сожалению, четко не прописано, что их можно тратить только на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Там лишь говорится, что финансирование может пойти в том числе и на это направление".
Интерес к "губернаторскому фонду" вновь возник в текущем году, когда выяснилось, что в бюджете-2002 объем средств фонда неожиданно вырос до 1,5 % доходов. Именно тогда в стенах городского парламента родился законопроект, призванный поставить расходование средств фонда под более жесткий контроль (и обязывающий, в частности, вносить в ЗакС ежеквартальные отчеты о его фактическом расходовании).
По словам одного из авторов законопроекта Михаила Амосова, "это немалые деньги: ведь у нас годовой бюджет после корректировки будет порядка $ 2 млрд. Эти средства должны проходить через нормальную бюджетную процедуру".
Однако в Смольном, похоже, не волнуются: здесь полагают, что атака депутатов закончится тем же, чем и атака КСП, - то есть ничем. По словам руководителя губернаторской пресс-службы Александра Афанасьева, "мы относимся к этой ситуации как к очередной попытке депутатов привлечь к себе внимание общественности перед приближающимися выборами. Обвинения же в нецелевом расходовании средств пускай попробуют доказать".
Судя по всему, оптимизм чиновников вполне обоснован: нарушить стройную систему, при которой представители обеих ветвей власти (и губернатор, и депутаты) тратят часть бюджетных денег по собственному усмотрению, как показал недавний опыт, практически невозможно.
Дело ,
3.06.2002