В городском бюджете на 2002 год заложено 506 миллионов рублей на бесплатные лекарства для льготников. Из них 456 миллионов рублей - за счет доходов городского бюджета и 50 миллионов рублей - из федерального бюджета, в соответствии с законом «О социальной защите инвали-дов». В то же время, как сообщает прокуратура, «при подготовке бюджета на 2002 год Комитетом по здравоохранению на приобретение лекарственных препаратов для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга только за счет средств бюджета Санкт-Петербурга была подготовлена заявка и направлена в Комитет финансов на сумму в размере 1 миллиарда 348 миллионов рублей». Несложный расчет показывает, что в Комитете финансов, а потом - на заседании городского правительства, где утверждался проект городского бюджета, заявку Комитета по здравоохранению урезали в 2,7 раза.
Кроме этого, как отмечает прокуратура, 28 декабря 2001 года был принят федеральный закон № 179-ФЗ, который вносит изменения в Налоговый кодекс и исключает освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации «важнейших и жизненно необходимых» лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В результате с начала 2002 года лекарства и медицинская техника стали облагаться НДС по ставке в 10%. Между тем закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год» был принят 13 декабря 2001 года - и в нем не были учтены средства на возмещение «лекарственного» НДС.
Прокуратура, таким образом, полагает, что питерские законодатели просто не успели уследить за федеральными. Но ведь о том, что лекарства с 1 января 2002 года будут облагаться НДС, было известно с лета
2000 года! Еще тогда федеральное правительство сумело «продавить» через парламент соответствующее решение. В декабре 2001 года, когда принимался упомянутый федеральный закон № 179, решался лишь вопрос о снижении «лекарственного» НДС с 20 до 10%. Следовательно, Комитет финансов, готовя осенью 2001 года проект городского бюджета на 2002 год, должен был заложить средства на возмещение НДС по ставке в 20%, но не предусмотрел их вообще?
В этой ситуации неудивительно, что лекарств для льготников сразу же стало категорически не хватать. Как их, собственно, не хватает все последние годы. Тем более что доля «лекарственных» расходов в городской казне все эти годы постепенно снижается: в 2000 году - 1,07%, в 2001 году - 0,89%, в 2002 - уже 0,82%...
Надо ли удивляться, что, по данным Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, в 2001 году потребность в диабетических препаратах была удовлетворена на 60%, в астматических - на 35%, в психотропных - на 40%, в онкологических - на 50%, а в сердечно-сосудистых - и вовсе на 0%?
При этом все последние годы при обсуждении городского бюджета постоянно говорят, что денег на обеспечение льготников недостаточно. И... все остается как есть. «О наличии проблемы с обеспечением лекарственными средствами всех категорий льготников города свидетельствует большое количество обращений и в прокуратуру города, и в общественные организации, в частности в Санкт-Петербургское диабетическое общество от больных сахарным диабетом, врачей, специалистов», - пишет депутатам Иван Сыдорук, предлагая им внести изменения в городской бюджет-2002 и увеличить «лекарственные» расходы.
Но самостоятельно инициировать изменения в бюджет текущего года депутаты не могут - этим правом наделена только исполнительная власть. А она пока не торопится им воспользоваться. Хотя, между прочим, дополнительные доходы городского бюджета только за первый квартал этого года составили больше миллиарда рублей. Хватило бы на решение «лекарственной» проблемы.
Новая газета – СПб ,
23.05.2002