Напрасным оказался напряженный труд в прошлом году дорожников и мостовиков, которые были уверены, что их двух-, трехсменная работа позволит ввести в строй восточное полукольцо в юбилейном 2003 году. Теперь уже ни при каких условиях этот срок не выдержать. Потеряно не только время — с начала года и по настоящий момент. Недостроенные развязки, частично отсыпанное полотно оставлены были снегу, морозам и талым водам без консервации. Ведь никто из строителей не предполагал, что пауза так затянется, да и денег на консервацию не было. Потери предстоит оценить как минимум в десятки миллионов рублей.
Впрочем, это копейки по сравнению с тем, сколько теряет Петербург и в целом Северо-Запад от отсутствия дорожного обвода города. Это уже не просто транспортная, экономическая и экологическая проблема, а общеевропейское позорище. Если несколько лет назад в пробках застревали транзитные грузовики и бесправные частники, то сегодня в них стоят, невзирая на все усилия ГАИ, даже иностранные делегации, а машины «скорой помощи» ползут со скоростью троллейбусов. Горожане считали месяцы — сколько осталось до пуска восточного полукольца и нового моста через Неву. Теперь могут не считать. КАД на наших глазах превращается во вторую дамбу.
Когда у проекта есть противники — с ними можно бороться. С КАД ситуация намного хуже — стройка остановлена «из лучших побуждений».
С того самого дня, когда было решено придать юбилею Петербурга статус события федерального уровня и выделить городу на подготовку к юбилею (в том числе и на строительство восточного полукольца) деньги из госбюджета, московская номенклатура стала чуть ли не ежедневно говорить о том, что не позволит местным чиновникам разворовать эти деньги, каждый рубль будет находиться под контролем центра. Мы все за то, чтобы бюджетные деньги не прилипали «на местах» к чьим-то пальцам, хотя, к примеру, деньги на восстановление Чечни (которые туда так и не попали) были разворованы отнюдь не жителями Купчина и Озерков...
Усиленный федеральный контроль (точнее, бюрократическая волокита вокруг этого) привел к тому, что график подготовки некоторых объектов к юбилею уже сорван. Но хуже всего дела на самом значимом объекте — КАД.
Решение о начале строительства было, как говорится, политическим — больше терпеть такой стыд было невозможно. И, естественно, строительство началось без проектно-сметной документации. Специалисты знают, что это нормальная практика, официально именуемая «совмещение стадий проектирования и строительства». К цифрам, в том числе и по стоимости, которые называются на этой стадии работ, нужно относиться осторожно — ведь это только первые прикидки. Именно на этой предпроектной стадии и прозвучала цифра стоимости восточного полукольца — 20 — 24 миллиарда рублей. Весной 2001 года по всем семи лотам, на которые была поделена стройка, были определены генеральные подрядчики и генеральные проектировщики. Работы начались. О том, как развивались события дальше, нашей газете рассказал начальник Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве Павел Горячкин:
— Через пять месяцев после начала работ, к августу 2001 года, стало ясно, что стоимость работ по восточному полукольцу не может быть меньше 70 — 78 миллиардов рублей, о чем изначально не раз заявлялось независимыми экспертами. Подобное расхождение между первыми прикидками и полными расчетами случалось не раз, к примеру — по дамбе, по восстановлению метро в районе размыва. Желание отдельных чиновников заявить поскорее какие-то цифры понятно, однако недооценка реальной стоимости впоследствии приводит к острым конфликтным ситуациям. С одной стороны, нарастает задолженность перед подрядчиками. С другой — распорядители бюджетных средств, получая уже реальные расчеты, начинают обвинять всех остальных — от строителей до местных властей — в неэффективной или нецелевой трате денег. Экономика уступает место политической борьбе. Вот и на КАД начали один за другим высаживаться десанты из Москвы, которые практически парализовали стройку. Задача ревизоров, как я понимаю, скорее всего, была в том, чтобы снять ответственность с федеральных властей, обвинив во всех мыслимых грехах местное руководство, подрядчиков, проектировщиков...
От себя добавим, что упомянутые П. Горячкиным ревизоры старались изо всех сил, на московских телеканалах озвучивались их грозные комментарии и обещания вывести всех на чистую воду. А вот о том, в какое положение поставили эти контролеры себя сейчас, мало кто знает.
Итак, было заявлено, что в увеличении сметной стоимости строительства виноваты местные власти, которые «решили за счет федеральной стройки решить ряд городских проблем». Не обращая внимания на расчеты, доказывавшие, что прежние подрядчики работали на грани убыточности, что они уже «вложились» в создание своих строительных баз, чиновники Минтранса и Госстроя решили все договоры с подрядчиками разорвать и провести новый конкурс. Что ж — это их право, стройка ведь федеральная. С нового года работы на КАД практически прекратились, поскольку строители, не зная перспективы, отказались работать в долг. Но москвичи с конкурсом не торопились. Только 19 марта состоялось вскрытие конвертов с предложениями участников. И вот тут-то устроители поняли, что в неудобное положение они поставили не местные власти и местных подрядчиков, а себя. Заявленные всеми ведущими претендентами цены оказались почти в два раза выше, чем те, по которым строительство велось в прошлом году! Неудивительно, что столь потрясающий результат конкурса, который был призван снизить цену стройки, постарались не предавать огласке.
Как отмечает тот же П. Горячкин, если исходить из логики предыдущих высказываний, что прежние подрядчики «гребли деньги лопатой» и вдвое завышали стоимость работ, то получается, что новые участники конкурса завышают цены уже в 3 — 4 раза.
Разумеется, это абсурд. К тому же в таких масштабных проектах нельзя определять цены только путем конкурсов, не имея базовых смет, составленных специализированными организациями. В общем, в профессиональном отношении конкурс, скорее всего, цели не достиг, цены снизить не удалось. Иногда такое происходит, когда вместо нормальной работы идет выполнение политического заказа.
К сожалению, городу от этого не легче. В результате антирекламной кампании петербургской кольцевой в бюджете нынешнего года вместо необходимых и обещанных 15 миллиардов рублей заложено лишь 5. Что построишь на эти деньги, да еще по новым ценам? Работы так и не возобновлены, время упущено. О сдаче полукольца к юбилею Петербурга (оно должно было стать главным «подарком» федерального центра северной столице) можно, вероятно, забыть. Но это еще не самое страшное. Срыв «юбилейного» срока может привести к тому, что КАД превратится в еще один долгострой, еще один «комплекс защитных сооружений», в просторечии именуемый дамбой. Все знают, что дамбу нужно достраивать, но все как-то недосуг. Стоит она брошенной уже больше десяти лет — и еще несколько лет может постоять. КАД ждала своей очереди 30 лет — с начала семидесятых. Профинансировали ее «под юбилей». Пройдет праздник — и о недострое забудут. Причем можно не сомневаться, что вину постараются свалить на местные власти.
На самом деле это полная нелепость, поскольку КАД с самого начала была федеральной стройкой. Ни городские, ни областные власти не имели отношения к ее финансированию. И потребовалось немало усилий, чтобы убедить правительство, президента и общественность, что, как уже сказано выше, Смольный пытается за счет этой стройки решить какие-то городские проблемы. Каким образом он мог это сделать, если все деньги шли исключительно через федеральные структуры? Но работы остановили. Срезали финансирование, направив «высвободившиеся» 10 миллиардов на другие цели. Осталось придумать оправдание, почему даже к юбилею Петербург, похоже, не получит обещанного полукольца, но за этим видимо, дело не станет.
Санкт-Петербургские ведомости ,
15.05.2002