Уставной суд завершил слушание дела, связанного с назначением «исполняющих обязанности вице-губернаторов». С запросом о толковании «городской конституции» обратились шесть депутатов ЗС. Непосредственным поводом для этого, по-видимому, стало недавнее утверждение двух вице-губернаторов — Анны Марковой и Ирины Потехиной. Впрочем, дело не в личностях и не в поводах, а в реально существующей проблеме «и. о.», появившейся отнюдь не сегодня.
В чем же ее суть? Устав гласит, что губернатор Петербурга обязан согласовывать с законодательным органом кандидатуры
вице-губернаторов. Однако законов, подробно прописывающих сию процедуру, пока нет, и на практике дело обстоит следующим образом. Губернатор назначает кандидата на должность исполняющего обязанности вице-губернатора и лишь затем обращается в ЗС. Если депутаты сразу же проголосовали «за», все прекрасно. Если заартачились, тоже ничего страшного: «и. о.» спокойно продолжает исполнять свои обязанности. Через неделю-другую его кандидатура может быть повторно внесена в Собрание: так произошло в случае с Ириной Потехиной. Но если нет шансов переубедить законодателей, то от дальнейших попыток получить их согласие можно вообще отказаться. Допустим, Александр Потехин полтора года оставался и. о. вице-губернатора - и ничего...
«Устав предусматривает участие законодательной власти в формировании правительства. Назначая и. о. - кстати, такая должность не предусмотрена законами о госслужбе, - губернатор лишает нас этого права», - говорила на заседании суда депутат Наталья Евдокимова. «Губернатор никого ничего не лишает, а, напротив, стремится к согласию между ветвями власти, — утверждал представитель главы Санкт-Петербурга Вячеслав Тенишев. - Но назначение и. о. ~ это не только его право, но и его долг. Ведь он обязан обеспечить нормальную работу органов исполнительной власти. А Собрание - теоретически - может «заморозить» утверждение всех вице-губернаторов». —
«А я предлагаю высокому суду представить другую - тоже теоретическую - ситуацию: глава исполнительной власти назначает исполняющими обязанности всех вице-губернаторов и вовсе отстраняет Собрание от процесса формирования правительства», - ответствовала Наталья Леонидовна.
«Вопрос сводится к тому, должен ли кто-то исполнять обязанности вице-губернаторов до того момента, пока ЗС не провело процедуру согласования. На наш взгляд, это не противоречит ни одной статье Устава», - подчеркнул представитель Владимира Яковлева и напомнил об одном из решений суда Конституционного. «КС счел, что несогласие парламента утвердить того или иного кандидата на пост премьера не лишает президента права предложить его во второй и в третий раз. А несогласие ЗС утвердить вице-губернатора даже не оформляется постановлением, то есть никаких документов, запрещающих проводить назначение, губернатор не получает», - заметил он, «Мы выносим на голосование проект постановления о согласовании кандидата на должность: если за него не проголосовало необходимое
количество депутатов, он считается не принятым. В этом случае проект, естественно, не выходит из стен Мариинского дворца, - пояснил председатель комитета ЗС по законодательству Виталий Калинин. -Тем не менее мы считаем, что принимаемые нами решения обязательны для исполнения».
Большинство законодателей склоняется к тому, что «теоретическая страшилка» представителя губернатора не только нереальна, но и нестрашна. Ведь основная часть вице-губернаторов «по совместительству» руководят теми или иными комитетами, а председателей комитетов губернатор назначает без согласований с ЗС. Единственное, что они не смогут делать, - это заседать в городском правительстве. Но правительство по Уставу является коллегиальным совещательным органом, все решения которого имеют исключительно рекомендательный характер. Да, ряд документов, например проекты бюджета или целевых программ, не могут быть внесены в ЗС без обсуждения правительством. Но такие документы вносятся нечасто. Так что, даже если формирование коллегиального органа затянется, основная масса петербуржцев ничего не заметит...
Впрочем, законодатели проявляют минимальный интерес к делу, которое рассматривает УС. Это, разумеется, не свидетельствует о том, что они готовы отказаться от права влиять на назначение членов правительства. Просто в нем не осталось вакантных должностей, и проблема «и. о.», вставшая в полный рост в ходе согласования кандидатур Марковой и Потехиной, отошла на задний план. Возможно, оно и к лучшему, потому что суд сможет отвечать на поставленный перед ним «отвлеченный» вопрос без оглядок на конкретные персоналии. И его вердикт, который, как ожидается, будет оглашен со дня на день, не станет революционным приказом «временным»: «Слазь, кончилось ваше время!»
Невское время ,
29.04.2002