Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Виктор Зубков: Нам не место в "черных списках"
24.04.2002 00:01
Пару лет назад Россия попала в "черный список" девятнадцати стран, не борющихся с отмыванием денег, составленный международной организацией Financial Action Task Force (FATF). О том, как Россия ведет борьбу с "финансовыми прачечными", о перспективах выхода из "черного списка" и о работе финансовой разведки - Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), рассказывает первый замминистра финансов, глава КФМ Виктор Зубков в интервью обозревателю Интерфакса-АФИ Светлане Никитиной специально для "Финансовых Известий".

- Вы недавно вернулись из Франции, где встречались с французскими финансовыми разведчиками. Зачем?

- Мы ставили цель установить двусторонние деловые контакты с французской финансовой разведкой - TRACFIN. Я встречался с главой TRACFIN и руководителем главного таможенного управления Франции. Мы обсуждали перспективы вступления России в группу "Эгмонт". Французская сторона выразила готовность поддержать Россию в этом вопросе. Недавно в парламенте Франции был заслушан доклад, где сказано, что Россия относится к числу стран, отмывающих деньги на Лазурном берегу. Мы спрашивали о конкретных случаях, но никакой конкретики не последовало.

- Вы подписали какой-то договор с TRACFIN?

- В июле делегация TRACFIN посетит Россию, тогда мы и планируем подписать соглашение о сотрудничестве в обмене информацией.

- С финансовыми разведками каких стран уже удалось наладить отношения?

- С США, Францией, Италией, Швейцарией, Словакией, Бельгией, Лихтенштейном. Сейчас нам нужно сосредоточить усилия на вступлении России в группу "Эгмонт". Мы отправили документы в юридический комитет "Эгмонт" в Вашингтон, 25 апреля наша делегация отправится туда для переговоров.

Cправка:

Группа "Эгмонт" - аналог Интерпола в сфере финансов. В группу входят 58 стран. Членство в "Эгмонт" позволяет вести активный обмен информацией, заключать двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов.

- Вы приглашены на заседание юридического комитета "Эгмонт"?

- Я планирую сделать доклад на этом заседании, рассказать о работе КФМ и поставить вопрос о вступлении России в группу.

- Когда может быть рассмотрен вопрос о включении нас в эту группу?

- Мы приглашены на сессию группы "Эгмонт", которая пройдет 4-5 июня в Монако, там будет приниматься решение по России. Весьма вероятно, уже на этой сессии Россия станет 59-й страной - участницей группы "Эгмонт".

Еще одна очень важная задача - добиться исключения России из "черного списка" FATF. Я во время визита во Францию встретился с исполнительным секретарем FATF и предложил обсудить возможность вынесения уже на ближайшую сессию вопроса об исключении России из списка. Мы сейчас готовим отчет о нашей работе и в мае направим его в FATF. Просим дать нам четкий ответ - когда вопрос России будет рассмотрен и когда можно реально нас из "черного списка" вывести. Хотим точно знать, когда это может быть сделано. Мы сейчас работаем, выполняем все требования и рекомендации FATF, поэтому хотим, чтобы нас на ближайшей июньской сессии заслушали, обсудили вопрос России и, главное, чтобы ясно сказали, когда, в какие сроки это может быть сделано.

- Чего сейчас не хватает, чтобы исключить Россию из списка?

- В принципе уже ничего. Вот смотрите, раньше не было закона - теперь закон есть, не было уполномоченного органа - сейчас он есть, работает. Есть результаты работы, система налаживается, банки, компании отчитываются, первые материалы направлены в правоохранительные органы. Поэтому я и ставлю четкий вопрос и жду прямого ответа: либо дайте рекомендации, что еще мы должны сделать, либо ставьте на обсуждение вопрос об исключении из списка.

- А что вам отвечают?

- Что есть регламент, есть очередность, что рассмотрения вопроса о выводе из "черного списка" ждут Израиль, Филиппины, что есть еще разные формальности. Но так можно ждать годы. К тому же когда нас заносили в список, никакой очередности не было.

- Что делать?

- Убеждать, работать, доказывать, что мы полностью отладили эту работу у себя и готовы к международному сотрудничеству, к вхождению в международные организации. Нужно активно обмениваться опытом, заручаться поддержкой стран, имеющих право голоса в FATF.

- Грозит ли нам применение санкций, если РФ не выйдет из списка FATF до осени, когда будет принято решение о санкциях для стран из "черного списка"?

- Мы и так в "черном списке", в котором нам по большому счету уже не место, куда же больше? К тому же применение санкций грозит тем странам, в которых закон об отмывании еще не принят, в которых не создан уполномоченный орган. Кстати, таких стран еще много. Думаю, что нам применение санкций не грозит.

- Как идет техническое оснащение комитета?

- Сейчас мы готовимся проводить технический тендер на поставку программного продукта. Пока еще можем работать на том программном обеспечении, которое у нас имеется, но позднее, через полгода, через год, когда у нас появится большой массив информации, нам потребуется более сложный программный продукт. Думаю, что в течение двух-трех недель подготовим все документы для проведения этого тендера.

- Когда приступите к созданию территориальных органов КФМ в округах?

- Спешить в этом вопросе не нужно. Пока мы осмысливаем, какие
функции следует передать в федеральные округа. Есть вопросы, которые должны решать не в центральном аппарате, а на местах. И наоборот. За отделениями в округах, видимо, должны закрепиться функции контроля, проверок на местах. Где-то в июне-июле первые управления начнем формировать.

- Удается ли отлаживать работу по противодействию финансированию терроризма?

- Да, у нас создан специальный отдел внутри департамента Минфина.
Но законодательно орган, который будет заниматься этой работой, до сих пор не определен, и эти функции пока ни за кем не закреплены. Отдел пока должен начать эту работу, чтобы накапливать опыт, собирать данные. Но в ближайшее время нужно уточнить закон, и тогда ситуация прояснится.

- Вы говорите о поправках в закон о противодействии отмыванию денег?

- Да. Мы хотели бы туда внести поправки, и законопроект может быть готов к маю-июню.

- Что нужно изменить?

- Во-первых, следует сосредоточить в одном структурном подразделении и работу по противодействию отмыванию денег, и работу по пресечению финансирования терроризма. Кроме того, как вы помните, пока выпало из-под контроля КФМ казино, инвестиционные фонды, сделки с драгметаллами и камнями. Нужно также исключить из закона требование определить перечень стран, в которых идет оборот наркотиков, такого списка не существует. Нужно установить ответственность за непредставление информации не только об операциях, подлежащих обязательному контролю, но и о подозрительных операциях и сделках в принципе. Сейчас Центробанк проверяет банки, их службы внутреннего контроля. По итогам этой проверки они будут делать свои предложения.

- Других изменений не предполагается? Пороговую сумму в 600 тысяч рублей для сделок, подлежащих обязательному контролю, увеличивать не планируете?

- Нет. Пороговая сумма останется неизменной.

- Сколько сообщений уже пришло в КФМ и что показывают первые результаты анализа полученной информации?

- Сообщения идут, идет работа, первые материалы поступили в правоохранительные органы. Это все, что я могу вам сказать. Все дальнейшие подробности и вся информация навсегда останутся в стенах комитета. Я уже заявлял, что наша задача - лишь выделять из огромного массива информации данные о тех сделках, которые могут иметь отношение к отмыванию преступных доходов. Вся остальная информация о деятельности наших банков и о честных сделках других финансовых институтов просто проходит через наши информационные системы, анализируется и, если в ней нет признаков подозрительности, умирает в стенах комитета. Еще раз повторю: честный бизнес - вне поля зрения КФМ.
Известия , 24.04.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru