|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Виктор Зубков: Нам не место в "черных списках"
24.04.2002 00:01
Пару лет назад Россия попала в "черный список" девятнадцати стран, не борющихся с отмыванием денег, составленный международной организацией Financial Action Task Force (FATF). О том, как Россия ведет борьбу с "финансовыми прачечными", о перспективах выхода из "черного списка" и о работе финансовой разведки - Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), рассказывает первый замминистра финансов, глава КФМ Виктор Зубков в интервью обозревателю Интерфакса-АФИ Светлане Никитиной специально для "Финансовых Известий".
- Вы недавно вернулись из Франции, где встречались с французскими финансовыми разведчиками. Зачем? - Мы ставили цель установить двусторонние деловые контакты с французской финансовой разведкой - TRACFIN. Я встречался с главой TRACFIN и руководителем главного таможенного управления Франции. Мы обсуждали перспективы вступления России в группу "Эгмонт". Французская сторона выразила готовность поддержать Россию в этом вопросе. Недавно в парламенте Франции был заслушан доклад, где сказано, что Россия относится к числу стран, отмывающих деньги на Лазурном берегу. Мы спрашивали о конкретных случаях, но никакой конкретики не последовало. - Вы подписали какой-то договор с TRACFIN? - В июле делегация TRACFIN посетит Россию, тогда мы и планируем подписать соглашение о сотрудничестве в обмене информацией. - С финансовыми разведками каких стран уже удалось наладить отношения? - С США, Францией, Италией, Швейцарией, Словакией, Бельгией, Лихтенштейном. Сейчас нам нужно сосредоточить усилия на вступлении России в группу "Эгмонт". Мы отправили документы в юридический комитет "Эгмонт" в Вашингтон, 25 апреля наша делегация отправится туда для переговоров. Cправка: Группа "Эгмонт" - аналог Интерпола в сфере финансов. В группу входят 58 стран. Членство в "Эгмонт" позволяет вести активный обмен информацией, заключать двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов. - Вы приглашены на заседание юридического комитета "Эгмонт"? - Я планирую сделать доклад на этом заседании, рассказать о работе КФМ и поставить вопрос о вступлении России в группу. - Когда может быть рассмотрен вопрос о включении нас в эту группу? - Мы приглашены на сессию группы "Эгмонт", которая пройдет 4-5 июня в Монако, там будет приниматься решение по России. Весьма вероятно, уже на этой сессии Россия станет 59-й страной - участницей группы "Эгмонт". Еще одна очень важная задача - добиться исключения России из "черного списка" FATF. Я во время визита во Францию встретился с исполнительным секретарем FATF и предложил обсудить возможность вынесения уже на ближайшую сессию вопроса об исключении России из списка. Мы сейчас готовим отчет о нашей работе и в мае направим его в FATF. Просим дать нам четкий ответ - когда вопрос России будет рассмотрен и когда можно реально нас из "черного списка" вывести. Хотим точно знать, когда это может быть сделано. Мы сейчас работаем, выполняем все требования и рекомендации FATF, поэтому хотим, чтобы нас на ближайшей июньской сессии заслушали, обсудили вопрос России и, главное, чтобы ясно сказали, когда, в какие сроки это может быть сделано. - Чего сейчас не хватает, чтобы исключить Россию из списка? - В принципе уже ничего. Вот смотрите, раньше не было закона - теперь закон есть, не было уполномоченного органа - сейчас он есть, работает. Есть результаты работы, система налаживается, банки, компании отчитываются, первые материалы направлены в правоохранительные органы. Поэтому я и ставлю четкий вопрос и жду прямого ответа: либо дайте рекомендации, что еще мы должны сделать, либо ставьте на обсуждение вопрос об исключении из списка. - А что вам отвечают? - Что есть регламент, есть очередность, что рассмотрения вопроса о выводе из "черного списка" ждут Израиль, Филиппины, что есть еще разные формальности. Но так можно ждать годы. К тому же когда нас заносили в список, никакой очередности не было. - Что делать? - Убеждать, работать, доказывать, что мы полностью отладили эту работу у себя и готовы к международному сотрудничеству, к вхождению в международные организации. Нужно активно обмениваться опытом, заручаться поддержкой стран, имеющих право голоса в FATF. - Грозит ли нам применение санкций, если РФ не выйдет из списка FATF до осени, когда будет принято решение о санкциях для стран из "черного списка"? - Мы и так в "черном списке", в котором нам по большому счету уже не место, куда же больше? К тому же применение санкций грозит тем странам, в которых закон об отмывании еще не принят, в которых не создан уполномоченный орган. Кстати, таких стран еще много. Думаю, что нам применение санкций не грозит. - Как идет техническое оснащение комитета? - Сейчас мы готовимся проводить технический тендер на поставку программного продукта. Пока еще можем работать на том программном обеспечении, которое у нас имеется, но позднее, через полгода, через год, когда у нас появится большой массив информации, нам потребуется более сложный программный продукт. Думаю, что в течение двух-трех недель подготовим все документы для проведения этого тендера. - Когда приступите к созданию территориальных органов КФМ в округах? - Спешить в этом вопросе не нужно. Пока мы осмысливаем, какие функции следует передать в федеральные округа. Есть вопросы, которые должны решать не в центральном аппарате, а на местах. И наоборот. За отделениями в округах, видимо, должны закрепиться функции контроля, проверок на местах. Где-то в июне-июле первые управления начнем формировать. - Удается ли отлаживать работу по противодействию финансированию терроризма? - Да, у нас создан специальный отдел внутри департамента Минфина. Но законодательно орган, который будет заниматься этой работой, до сих пор не определен, и эти функции пока ни за кем не закреплены. Отдел пока должен начать эту работу, чтобы накапливать опыт, собирать данные. Но в ближайшее время нужно уточнить закон, и тогда ситуация прояснится. - Вы говорите о поправках в закон о противодействии отмыванию денег? - Да. Мы хотели бы туда внести поправки, и законопроект может быть готов к маю-июню. - Что нужно изменить? - Во-первых, следует сосредоточить в одном структурном подразделении и работу по противодействию отмыванию денег, и работу по пресечению финансирования терроризма. Кроме того, как вы помните, пока выпало из-под контроля КФМ казино, инвестиционные фонды, сделки с драгметаллами и камнями. Нужно также исключить из закона требование определить перечень стран, в которых идет оборот наркотиков, такого списка не существует. Нужно установить ответственность за непредставление информации не только об операциях, подлежащих обязательному контролю, но и о подозрительных операциях и сделках в принципе. Сейчас Центробанк проверяет банки, их службы внутреннего контроля. По итогам этой проверки они будут делать свои предложения. - Других изменений не предполагается? Пороговую сумму в 600 тысяч рублей для сделок, подлежащих обязательному контролю, увеличивать не планируете? - Нет. Пороговая сумма останется неизменной. - Сколько сообщений уже пришло в КФМ и что показывают первые результаты анализа полученной информации? - Сообщения идут, идет работа, первые материалы поступили в правоохранительные органы. Это все, что я могу вам сказать. Все дальнейшие подробности и вся информация навсегда останутся в стенах комитета. Я уже заявлял, что наша задача - лишь выделять из огромного массива информации данные о тех сделках, которые могут иметь отношение к отмыванию преступных доходов. Вся остальная информация о деятельности наших банков и о честных сделках других финансовых институтов просто проходит через наши информационные системы, анализируется и, если в ней нет признаков подозрительности, умирает в стенах комитета. Еще раз повторю: честный бизнес - вне поля зрения КФМ.
Известия ,
24.04.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |