Послезавтра правительство планирует "дать зеленый" реформе железной дороги. Почти полгода потребовалось на согласование ключевых законопроектов. Но, право, лучше бы чиновники подумали еще столько же.
За государством остается и собственность, и ответственность за железные дороги - обязанность финансировать их из монопольного тарифа. 85% имущества - "инфраструктуру" - решено закрепить за монополией, в госсобственности. Рынок получит лишь обглоданную кость, за которую частные компании могут оживленно бороться. Суть работы отрасли, соотношение цена/качество в которой мало кого удовлетворяет, не меняется. Зато идет передел прибыльных сфер этого бизнеса: раньше ими владели "аксененковские", а теперь - Фонд ветеранов того же ФСБ, которая в декабре угробила прежний план реформы из соображений "государственной безопасности". Учрежденная фондом фирма "Транслайн" кормит путешественников между Москвой и Петербургом (примерно столько, сколько Фадеев - министр) , а другие "дочки" фонда уже год реконструируют торговые зоны в питерских вокзалах.
Стоило ли так шумно менять потерявшего чувство страха Аксененко на "государева человека" Фадеева? Новый МПС хочет всего того, чего хотел прежний: кто же добровольно расстанется с монопольным бизнесом? Но "поделиться" заставили. Теперь с МПС никто не спорит: наверное, у чиновников-коммерсантов "правильная крыша".
Взгляды ФСБ и МПС как-то перестали совпадать с президентскими. Путин хочет государства компактного и эффективного, а чиновники - побольше госсобственности и госбизнеса. Но сила государства - не в собственности, а в хорошем функционировании. Если государству на самом деле чего-то надо от железных дорог (перевозки стратегические, льготников, во время войны) , то частные железные дороги справятся с задачей не хуже государственных. А если надо не государству, а чиновникам, то - вперед. Законы согласованы, сейчас "дадут зеленый".
Ведомости ,
24.04.2002