Думское большинство не спеша, но последовательно проводит изменения избирательной, а следовательно, и политической системы страны. На минувшей неделе во втором чтении приняты поправки к закону «Об основных избирательных правах граждан». Поправки эти сводятся к тому, что для региональных парламентов, следовательно и для питерского ЗакСа устанавливается норма: половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а другая — по мажоритарным округам. А это значит, что выборы в ЗакС по своей схеме будут повторять выборы в Думу. Правильно это или нет?
Понятно, что главное, к чему стремятся разработчики закона, — дать толчок к развитию федеральных партий на местах, с тем, чтобы эти партии агитировали людей, готовили их к осознанному политическому выбору.
Пока не ясно, насколько наши депутаты готовы к таким изменениям. У каждого их них есть округ, в каждом округе — «прикормленные избиратели», которые вполне могут решить, что от добра добра не ищут, и снова проголосовать за того же человека. Но это в том случае, если округов будет 50, а всего депутатов, включая и партийцев, —100. Однако тогда встает другой вопрос — нельзя же ополовинивать число депутатов-одномандатников. Во-первых, депутаты дружно внесли изменения в Устав города, закрепив положения, что избрание полусотни депутатов-мажоритарников обязательно. И это понятно с точки зрения депутатской логики. Если количество мажоритарных избирательных округов будет сокращено до 25, то депутаты должны воевать друг с другом, особенно в соседних округах, которые объединятся, а при такой ситуации вполне может пройти кто-то третий. Есть и иные аспекты. Если депутатов — сотни, то как делить «резервные фонды», в основном и предназначенные для окучивания избирателей.
В любом случае, резервные фонды сокращаются вдвое. А следовательно, сокращаются и финансовые возможности манипулирования избирателями. Впрочем, у депутатов в запасе есть один ход. В федеральном законе (еще не вступившем в силу) есть пункт о том, что если выборы назначены до вступления закона в силу, то они проходят по старым правилам. Вот почему наши депутаты здорово суетятся. То они подают в Уставный суд просьбу разобраться с их полномочиями. То не устают спорить: когда проводить вы-боры — в декабре 2002-го или в апреле 2003 года?
Но глубинный смысл выборов в ЗакС — это возможность губернатору Яковлеву баллотироваться на третий срок. Сам он никогда не утверждал, что будет выходить на выборы в третий раз. Но и не отрицал этого. Юристы и депутаты, как всегда, запутали этот вопрос до невероятности. Одни утверждают, что Яковлев беспрепятственно может идти в губернаторы в третий раз. Другие так же резко отрицают это, ибо в городском Уставе есть положение о двух сроках. Чтобы избежать двусмысленности в 2004 году, Яковлеву требуется завоевать большинство в следующем составе ЗакСа. Вот почему выборы будут жесткими, даже жестокими. Для Яковлева завоевание большинства, причем квалифицированного — вопрос жизненно важный. По наиболее авторитетным социологическим исследованиям, его рейтинг сейчас — около 30%. У Яковлева сегодня ситуация примерно такая же, как у Собчака за год перед выборами 1996 года. Но сегодня не видно претендента на его замену. Те, чьи фамилии на слуху, имеют рейтинг вообще от 1% до 6%. Поэтому, помимо выигрыша ЗакСовских выборов, сторонникам Яковлева важно не допустить появления новых фигур, которые были бы способны увести за собой избирателей.
Не обязательно, что будет создан «Блок имени Яковлева», как это недавно произошло в Екатеринбурге, где губернатор Россель лично возглавил блок своего имени на выборах в областную Думу и победил ме-стное отделение партии «Единая Россия». Часть депутатов и кандидатов пойдет под лозунгами борьбы с губернатором, с тем, чтобы в случае победы тут же переметнуться в другой лагерь. Вспомним, как это случилось с большинством участников «Блока Болдырева».
Возможно возникновение новых партийных коалиций. На левом фланге, несмотря на глубокие идейные разногласия, одной колонной пойдут зюгановцы, тюлькинцы и ампиловцы. С другой стороны — уже сообщалось о достигнутых договоренностях СПС и «Яблока».
Пока не определились «центристы». В городе сегодня действуют две региональные организации центристских партий — «Единая Россия» и «Народная партия». У них есть фракции в Думе, но смогут ли они создать фракции в ЗакСе— непонятно. В. Яковлев входит в высший совет партии «Единая Россия», но среди членов партии достаточно сильны и антияковлевские настроения. Да к тому же объявлено о создании оргкомитета «Партии жизни». В кулуарах утверждалось, что новая партия будет ориентирована на спикера Совета Федерации С. Миронова и ректора Горного института В. Литвиненко. Но они в оргкомитет не вошли. Правда, в нем есть фигуры из «Воли Петербурга». Манифест новой партии явно левоцентристский. Следовательно, на поляне центристов появилась еще одна сила. Им всем придется вступать в союз — но, как известно, порой союзы не увеличивают приток голосов, а сокращают его. Если к тому же центристский альянс провалится на выборах, это скажется на политической атмосфере в стране в целом.
Таким образом, если центристы будут выступать обособленно друг от друга и от других политических сил, то они потерпят, нет, не поражение, но неуспех. С левыми центристы не могут объединиться по своим идей-ным установкам. Значит, у них один путь — договариваться в какой-то форме с СПС и «Яблоком». Если такая «большая коалиция» в городе будет создана, то можно предположить, что на выборах по партийным спискам, в отличие от мажоритарных округов, «яковлевцы» боль-шого успеха не добьются. Иными словами, в городе создается очень интересная ситуация, за которой мы обязательно будем следить.
Санкт-Петербургский курьер ,
18.04.2002