На прошлой неделе Государственная дума приняла в третьем чтении закон, согласно которому не менее половины депутатов региональных парламентов должны избираться по партийным спискам. Теперь закон должен быть рассмотрен Советом федерации и подписан президентам. Если за это время питерский ЗакСне назначит дату собственных выборов, то проходить они будут уже по новым правдам. А значит, в политической жизни города назревают изменения.
Понятно, что цель закона, принятие которого было инициировано президентской стороной. — уменьшение влияния глав регионов на выборы местных парламентов, а в конечном счете и на сами парламенты. Поскольку контролировать выборы по спискам гораздо сложнее, чем в одномандатных округах. Кроме того,списки — это стопроцентная гарантия того, что в региональных представительных органах всегда будет группа депутатов, ориентированных на федеральную власть. Запихнуть их туда от какой-нибудь «Единой России» большого труда не составит.
Очевидно, закон призван также стимулировать партстроительство и вообще партийную жизнь. С этим, пожалуй, сложнее. Значение политических партий в последнее время неуклонно снижается. Партийные лейблы, даже самые популярные, не дают кандидатам тех преимуществ, которые давали еще несколько лет назад. Вспомним хотя бы прошлогодние довыборы в Госдуму по 209-му округу «Единство». СПС и «Яблоко» в едином порыве поддерживали кандидатуру Юрия Солонина, занявшего в итоге довольно-таки позорное третье место. А ведь эти организации на основных думских выборах по Питеру собрали на троих более половины голосов.
Вряд ли оживить партии можно искусственным путем, предоставив им возможность напрямую побороться за депутатские места в местных парламентах. С одной стороны, многие партийные функционеры наконец-то смогут обрести депутатский мандат. Только вряд ли от этого они станут более яркими политическими фигурами. А с этим у местных партийных отделений большие проблемы.
К тому же новый закон неизбежно усилит интерес к партиям со стороны тех, кто жаждет сделать себе политическую карьеру максимально простым способом. А самый простой способ теперь — это войти в состав какой-нибудь организации, привести туда несколько десятков друзей и знакомых и добиться проходного места в списке. Благо численность местных партячеек, как правило, вполне допускает такой вариант. В любом случае борьба за «халявные» депутатские мандаты должна быть нешуточной. И здесь возможны самые неожиданные варианты. Об этом свидетельствует и опыт регионов, в которых уже существовала система избрания части местных парламентариев
по спискам. К примеру, в конце 2000 года проходили выборы в Калининградскую областную думу. «Яблоко» долго и безуспешно вело переговоры о блоке с местной организацией «Янтарный край», представлявшей, по сути, филиал СПС. В итоге образовались два блока: «Янтарный край» (усеченный СПС) и союз «Яблока» и «Новой силы» Сергея Кириенко. Ясно, что никакими политическими соображениями этот феномен не объяснить: из всех лидеров СПС Кириенко, как абсолютно лояльный Путину политик. наиболее далек от «Яблока».
Так что амбиции местных партийных «бонз» способны производить на свет весьма забавных политических мутантов. Вполне возможно, что наблюдать подобное придется и в Петербурге.
Еше одна проблема, с которой придется столкнуться политическим партиям. — это противостояние со всевозможными блоками имени кого-либо. На региональных выборах подобные блоки обычно пользуются большой популярностью. Можно вспомнить пример выборов в Красноярский городской совет, где сокрушительную победу по спискам одержал блок Быкова, или недавние выборы в Екатеринбурге, где блок Росселя поделил списочные места с «Единством» и коммунистами. В принципе, ничего удивительного в этом нет. Ведь федеральные партии, по сути дела, представляют собой такие же блоки. Только во главе их красуется харизматик не местного, а общероссийского масштаба.
Особенно ярко это проявляется именно на региональных выборах. Какая питерская партийная организация имеет четкую, внятную, отличную от других программу развития города?
Единственным различием на выборах станет разве что отношение к губернатору. А в остальном все будут говорить одно и то же. Про зарплаты бюджетникам, пенсии, пособия и прочую социальную помощь. Может быть, только коммунисты блеснут оригинальностью и потребуют восстановления советской власти, При этом сами же будут прекрасно понимать, что никакого отношения к выборам в ЗакС это не имеет.
Правда, возможно, никаких блоков имени местных питерских харизматиков на выборах в городской парламент и не будет. Все зависит от даты этих самых
выборов. Переходные положения, по которым региональные объединения еще имеют право на существование, действуют только до лета 2003 года.
Шансов на то, что заксовские депутаты подсуетятся и в ближайшее время назначат дату выборов, немного. В этом случае выборы должны будут состояться этой осенью. А для этого нужно менять Устав города. А для этого нужно две трети депутатских голосов. А две трети голосов по спорным вопросам в ЗакСе никогда не набрать. Так что новые выборы, скорее всего, пройдут по новому закону. Тем более что разговоры о новом законе ходили давно и депутаты успели к нему подготовиться. Уже существует договоренность, что в случае партийных списков количество депутатов увеличится с пятидесяти до ста, так что нынешние одномандатники будут спокойно переизбираться в своих округах.
Можно не сомневаться, что в новом составе городского парламента неизбежно возникнет достаточно солидная оппозиция Смольному из депутатов, выбранных по спискам «Яблока», СПС и, возможно, «Единой России». А еще в ЗакСе появятся коммунисты. Это понятно.
Остается только один вопрос: что будет с резервными фондами? Если они будут только у одномандатников, то депутаты станут делиться на два сорта. А это как-то некрасиво. Но и дать резервные фонды списочным депутатам тоже как-то неловко. Куда они будут их тратить? На свои партии? Впрочем, на то они и депутаты, чтобы как-нибудь между собой договариваться.
Известия-СПБ ,
17.04.2002