Ее называют «национальным хитом» и «новой русской идеей», как некогда «Брата-2» и «Старые песни о главном». Масяня – беспрецедентный случай интернет-явления. Она стала брэндом, не выходя из Сети, и стремительно расширяет сферу своего влияния без всякой раскрутки.
Последнее подтверждение тому – премии, присужденные этому мультперсонажу: Национальная интернет-премия и премия «Рамблера» – одной из главных компаний, ведущих учет посещаемости интернет-ресурсов, то есть их коммерческой состоятельности. Сейчас о Масяне говорят все и везде: Парфенов в «Намедни», Дибров в «Ночной смене», Александр Анатольевич в новостях MTV. Радио и пресса уже не в счет. Игра ведется по-крупному. Одно упоминание Масяни гарантированно поднимает рейтинг любого СМИ. Ее нынешняя популярность – следствие не коммерческого, а так называемого вирусного маркетинга, когда слава растет, передаваясь из уст в уста. Авторы нового культового героя до сих пор называют свое детище «хобби».
Первые пробные зарисовки из жизни девочки-головастика были сделаны питерскими аниматорами во главе с Олегом Куваевым и вывешены на сайте mult.ru осенью прошлого года. Сначала Масяню признали офисные служащие – в качестве нового средства разрядки, вроде чатов и ICQ.
K декабрю она завоевала весь Интернет, утвердившись на первой позиции «Рамблера» в разделе «Юмор», а в общем рейтинге составив конкуренцию ведущим поисковым системам и информагентствам. Счетчики интернетовских сайтов, в зависимости от способа обработки данных, показывали от 100 до 500 тысяч посетителей сайта mult.ru в месяц. В начале 2002 г. информационно-поисковый сервер «Рамблер» объявил о специально учрежденной для нее награде – трех миллионах бесплатных «показов» ее баннеров на своем сервере в марте.
Посещаемость для сайта – тот же тираж: рекламодатели платят за показ своих баннеров в зависимости от положения в рейтингах. Средняя цена – 2–5 долл. за тысячу показов, но сайты, входящие в топ-десятки, могут требовать больше. «Рамблер» – одна из наиболее рейтинговых компаний. В денежном эквиваленте ее подарок означает для Масяни рекламу на сумму более 15 тыс. долл. Учитывая, что сейчас у Масяни 300 или, в иной системе подсчета, 700 тысяч посетителей в месяц и в общем списке «Рамблера» она входит в двадцатку сильнейших, результатом бесплатной раскрутки может быть расширение аудитории Масяни в среднем на 50 тысяч посетителей в месяц, а это примерно 15%.
Для «Рамблера» награда Масяне является имиджевой рекламой, родом пресловутой раскрутки брэнда за рамками интернет-контекста. Акцию освещают в офлайновых СМИ, что увеличивает не количество посетителей сайта rambler.ru, a популярность всего, что связано с именем «Рамблер». Так же и для Масяни главное значение рамблеровской рекламной акции не в увеличении стоимости рекламных площадей mult.ru. Оба сайта и так хорошо раскручены, для того чтобы заниматься простым привлечением посетителей. Премия «Рамблера», как и оффлайновая популяризация новомодного интернет-персонажа, дает опосредованный, но от этого не менее мощный эффект. Очевидно, что не все телезрители, узнав о Масяне, пойдут на ее сайт, но расширение за счет них круга поклонников Масяни увеличивает возможности самого персонажа, его авторов и техники «флэш», в которой сделан мультик.
Флэш – тот же мультфильм, но «облегченный», так как изначально сделан для использования в Интернете и должен загружаться быстро. Пользователям Сети знакомы эти оживающие картинки, которые мешают пробраться к тому, что на самом деле хочешь открыть. На Западе в этой технике сейчас производится большая часть мультсериалов для телевидения, анимационных клипов и телерекламы: флэш легче и проще традиционной анимации во всех отношениях. К тому же он дешевле: рекламный ролик на 20–30 секунд в технике «флэш» стоит около 500 долл., а в традиционном исполнении – в 2–3 раза дороже. Флэш стал для аниматоров средством заработка и в России в начале 90-х, после развала системы госфинансирования культуры, но до сих пор его рынок ограничивался интернет-рекламой и мультсериалами для западных заказчиков.
Олег Куваев добавил к «легкости и простоте» – устоявшейся формуле флэша, как он выражается, «немного безумия», и сделал первого в этой технике героя, сравнимого с любимыми народом мультперсонажами. У Масяни уже сейчас толпы фанатов и такие же толпы противников. Ее обвиняют в примитивности – но именно примитивность является и залогом ее успеха. Она сделана в той низкой эстетике, которая долгое время не проходила цензуры, а сейчас, напротив, востребована. Характерное явление в этом стиле – художники «митьки», группа «Ленинград», сериал о Бивисе и Баттхеде. Масяня разглагольствует о сексе, наркотиках, рок-н-ролле и прочих простейших вещах не хуже эмтивишных героев. Закономерно, что она стала для своих авторов «путевкой в жизнь» – то есть в офлайн, на телевидение. Теле- и киноэкран – судьба всех состоятельных героев из виртуальной реальности, осуществленных в новых технологиях, вспомнить хоть Лару Крофт. Интернет-компания «Мульт.ру» уже сделала флэш для клипа «Мое сердце» музыкальной группы «Сплин», планирует сделать молодой группе «МультFильмы» ролик с участием Масяни, обсуждается проект мультсериала о Масяне для телевидения. Дальнейшее развитие событий выглядит еще масштабнее: в визуальной сфере начнется аналогичный западному бум флэш-технологий, а наши аниматоры обретут, наконец, заслуженные заказы, деньги и славу.
Деловая хроника ,
9.04.2002