|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Кремлю разрешили увольнять губернаторов
5.04.2002 00:01
Конституционный суд подтвердил право президента увольнять губернаторов и распускать местные парламенты. Но хорошее оружие не обязательно применять. Его важно просто иметь. Процедура снятия губернаторов сложна. Но сам факт возможности увольнения глав регионов поможет Кремлю построить искомую вертикаль власти.
«Они надеялись на какое-то чудо» Запрос в Конституционный суд направили парламенты Адыгеи и Якутии. В январе этого года они потребовали определить, соответствует ли Конституции Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Тот самый закон, в котором Владимир Путин "обменял" право увольнять губернаторов и распускать парламенты регионов на третий губернаторский срок. Поводом для увольнения главы региона может служить преступление или принятие закона, противоречащего федеральному. Конституционный суд вчера объявил, что ничего незаконного в этом праве президента нет. «Мы приветствуем это решение Конституционного суда, - заявил "ГАЗЕТЕ" заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак. - Суд только подтвердил то, что мы утверждали полтора года назад». По его мнению, право увольнять губернаторов было нужно не для укрепления вертикали власти, а для создания единого правового пространства. «Нам, например, пришлось отменить 5800 законодательных актов субъектов РФ», - отметил Козак. Решение КС не следует понимать однозначно как увольнение-назначение губернаторов. «Этот закон написан так, что процедура увольнения губернаторов и роспуска законодательного собрания очень сложна», - рассказал "ГАЗЕТЕ" заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко. Чтобы уволить губернатора, надо не только пройти кучу бюрократических формальностей, но и получить согласие суда, в том числе и Конституционного. «Поэтому особых шансов выиграть у губернаторов не было, - считает Макаренко. – Они надеялись на какое-то чудо… почти безнадежная попытка». "Страшилка" для губернаторов Закон, продвинутый администрацией президента, изначально и не предназначался собственно для увольнения губернаторов. У него была другая, более важная задача – их пугать. «Путин – человек очень осторожный и очень не любящий жестких шагов, - сказал "ГАЗЕТЕ" аналитик Московского центра Карнеги Андрей Рябов. - Он предпочитает, чтобы такие шаги делал кто-то другой – суд, правительство, полпреды, еще кто-то, но не он сам». «Скорее всего, это подтверждение нужно президенту как угроза, - считает политолог. - Чтобы у губернаторов существовал некий органчик в голове, который бы постоянно напевал: «Веди себя хорошо, сильно с президентом не конфликтуй, а то неизвестно, что может получиться». Президент успешно испробовал закон как политическую «страшилку» почти сразу после его принятия. По мнению Бориса Макаренко, первым примером стала история с губернатором Приморья Евгением Наздратенко. «Когда Наздратенко был абсолютно неуправляемым, когда были явные грубые нарушения федерального законодательства, после вступления закона в силу Наздратенко все-таки был убран с поста губернатора» , - напомнил Макаренко, - но это было сделано мягко. Его поставили перед выбором – либо соглашайся на почетный, хотя и не очень высокий пост в Москве, либо эта процедура будет против тебя задействована». Пример Наздратенко стал поучительным для остальных, благодаря чему администрация президента и его полпреды смогли за короткий срок отменить почти шесть тысяч местных законов. "Хана демократии" Решение Конституционного суда было не только воспитательным. Обществу в очередной раз осторожно показали, кто в доме хозяин. И подвинули его к мысли о том, что президент когда-нибудь сможет губернаторов не только снимать, но и назначать. "Периодически в разных формах возникает тема отказа от выборности губернаторов, - сказал Андрей Рябов, - в прошлом году с этой инициативой выступил один из депутатов фракции «Единство», сейчас эта тема всплыла в виде демарша ярославского губернатора Анатолия Лисицына по поводу укрупнения субъектов РФ". Лисицын предложил не только укрупнить регионы, но и чтобы глав этих укрупненных субъектов назначал президент. "Эти все вещи создают некую морально-психологическую атмосферу, - считает Рябов. - В конечном итоге это позволит накопить критическую массу и легитимировать эту тему". Сейчас, по мнению политолога, это слишком больная тема, чтобы поднимать ее напрямую. "А вот если постепенно, шаг за шагом готовить почту, причем с разных сторон…" Тогда со временем общество может быть готово к полному изменению системы государственной власти и пересмотру Конституции. В Госдуме подобного развития событий опасаются. «Такой закон – гарантия от самодурства губернаторов, таких как, например, бывший губернатор Приморского края Наздратенко», - сказал "ГАЗЕТЕ" зампред комитета по делам федерации и региональной политике Владимир Лысенко. Он добавил, что закон «будет применяться редко», но «у нас в Думе есть активные товарищи, которые вообще хотели бы назначать губернаторов - вот это действительно будет хана демократии». Со стороны губернаторов решение КС не вызвало резкой реакции. Им оказалось нечего сказать по существу. Губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев только повторил "ГАЗЕТЕ" тезис о том, что губернаторов надо избирать: «Главное, чтобы выборы были – я всегда выступал за это и сейчас придерживаюсь такого же мнения. Это один из немногих реальных рычагов демократии, поэтому выборность, в том числе и губернаторов – это правильно». Губернатор Орловской области Егор Строев продемонстрировал законодательное смирение. «Если КС принял такое решение, значит в юридическом смысле поставлена точка. Решение Конституционного Суда – это последняя юридическая инстанция» - заявил он "ГАЗЕТЕ".
Газета.Ру ,
5.04.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |