|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Последний забег контролеров
28.03.2002 00:01
Борьба между правительством и Счетной палатой за контроль над бюджетными расходами вступает в решающую стадию. Сегодня стороны попытаются сблизить две взаимоисключающие концепции государственного финансового контроля на совещании у вице-премьера Алексея Кудрина. Аппаратчики говорят, что шансы на примирение минимальны и рассудить спорящих может только президент.
Единственное, что не вызывает никаких разногласий, - это объект проверок. И СП, и Минфин считают, что контролировать нужно всех, кто распоряжается бюджетными деньгами. Это органы госвласти, муниципалитеты, бюджетные учреждения, ГУП и компании с госучастием, а также любые компании, которые имеют налоговые льготы или получают бюджетные средства - например, по итогам тендеров. А вот в том, кто будет главным контролером, Минфин и СП разошлись и, по словам пресс-секретаря СП Эдуарда Крусткална, вряд ли смогут согласовать свои позиции, как того хотел президент. Источник "Ведомостей" в аппарате правительства также полагает, что назначить главного проверяющего Владимиру Путину придется лично. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин хотел бы видеть в этой роли себя. Он считает, что его ведомство должно проверять не только других контролеров (КРУ Минфина, органы внутреннего контроля других министерств и ведомств, Центробанк) , но и всех, кого контролируют ведомственные проверяющие. Конкретнее - проверять крупнейшие предприятия с госдолей и решать, насколько "эффективно и экономно расходуются государственные средства", т. е. оценивать деятельность правительства и его назначенцев. В этом случае КРУ Минфина, которое проверяет сейчас другие министерства, лишится этих полномочий. Минфин, в свою очередь, пытается урезать функции СП, которая проверяет ГУП, предприятия с госучастием и всех участников рынка, имеющих доступ к бюджетным деньгам. По версии Минфина, аудиторы должны делать только две вещи - "контролировать контролеров" (ЦБ или Комитет по финансовому мониторингу) и следить за составлением и постатейным исполнением бюджета, по выражению премьера Касьянова, "сводить дебит с кредитом", не вдаваясь в детали. Авторы обеих концепций уверяют, что их цель - не расширить собственные полномочия, а построить эффективную систему госфинконтроля, каждый участник которой понимал бы, кого и как он должен проверять. Пока перевес на стороне Минфина - его позицию уже поддержали все заинтересованные министерства и ведомства, кроме, естественно, СП. Независимые эксперты надеются, что ни один из двух документов в сегодняшнем виде одобрен не будет, поскольку каждый страдает однобокостью. Отнимая у Минфина право проверять другие ведомства, Счетная палата лишает правительство эффективных инструментов внутреннего контроля, говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Правительство, в свою очередь, хотело бы вообще избавиться от всякого контроля. "Минфин не может проверять эффективность бюджетных кредитов, которые сам и выдает, - говорит директор по стратегическому планированию компании СБТ Михаил Хазин. - Последнее слово должно быть за внешним ревизором". Соревнование контролеров. По словам руководителя департамента госфинконтроля Минфина Александра Ахполова, в прошлом году КРУ Минфина провело 54 000 проверок и выявило нарушения на 90 млрд руб. , из которых около 20 млрд руб. уже удалось вернуть. Счетная палата в 2001 г. выявила факты нецелевого использования бюджетных средств на сумму 20 млрд руб. По прогнозу аудиторов, вернуть в казну удастся около 20% этой суммы.
Ведомости ,
28.03.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |