Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Две столицы делят деньги
28.10.1996 00:01
В бюджете Санкт-Петербурга на 1997 год трансфер из федерального бюджета должен составить более 772 млрд рублей. Но финансовые связи двух столиц куда серьезней этой цифры. И туманнее.
Известной петербургской инновацией является систтема взаимозачетов городского и федерального бюджета.
Предложена она была еще при Собчаке и действует с марта этого года. Целый ряд федеральных налогов не отправляется в Москву, а идет прямо на финансирование федеральных программ в Петербурге. Таким образом, в бюджет Петербурга 1997 года поступят 50% акцизов на ликеро-водочную продукцию, 100% акцизов по другим товарам, налог на прибыль предприятий и организаций по ставке 21% и торгово-закупочных предприятий по ставке 22%, 25% налогов на добавленную стоимость, 90% подоходного налога с физических лиц.
Местные налоги в городе также должны по возможности защищать своих. Так,например, местные банки и их отделения должны отдавать бюджету 22% прибыли а филиалы иногородних -25%. Однако на все петербургские хитрости есть еще свои, московские штучки.

Кто кого содержит

На прошлой неделе Федеральное казначейство по Санкт-Петербургу подводило итоги бюджетного финансирования за девять месяцев нынешнего года. В этом году Петербург перечислил в федеральный бюджет 4 трлн 126 млрд рублей, а получил обратно 1,5 трлн рублей.
Комментируя одну и ту же ситуацию, питерские СМИ видят, что Москва не выполняет своих обязательств и не финансирует федеральные программы в Петербурге, а вот "Коммepcaнт-Daily" от 23 октября увидел, что Москва "вкачивает" в Петербург гораздо больше денег, чем отдает ей Петербург, и казначейство в Петербурге финансирует любой недобор налогов этими поступлениями. По мнению московской газеты, администрация СПб просто не замечает тех денег, которые ей отваливает Москва. В качестве примера приводятся средства на оборонный заказ, научно-исследовательские работы, субвенции и т. д.
Комментируя столь разные взгляды на ситуацию, советник председателя КФ по законодательству Борис Вишневский заметил, что не было случая, когда Петербург признался бы в том, что не доплачивает, а Москва - в том, что недодает. Однако питерский бюджет совершенно ни при чем, когда речь идет о финансировании госзаказов: Москва дала заказ и по нему и расплачивается, и включать эти деньги в расчет по бюджетным платежам совершенно некорректно.
Начальник управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу Вячеслав Каретин считает, что чем прилежнее Петербург латает дыры госбюджета, тем больше он будет получать обратно на финансирование городских объектов и ведомств. Москва пока что выполняет свои обязательства по финансированию только силовых структур и отчасти - Метрополитена. Да, от Минфина получено разрешение перечислять федеральные деньги напрямую из заработанных городом, не пересылая эти деньги в Москву. Но таким образом финансируются только ГУВД, МВД, ФСБ и управление пожарной безопасности. Задолженность вузам и училищам составляет около 300 млрд рублей.
А вот Метрополитен получил 30 млрд, а 140 он сможет получить, скорее всего, только векселями под поручительство Минфина.

Суррогатные платежи и внутренний долг

На бюджетном пути Москва-Петербург есть и еще одно препятствие: платежи "денежными суррогатами". По словам Оксаны Дмитриевой, председателя подкомитета бюджетного комитета Государственной Думы, от одной трети до одной четверти бюджетных расходов обслуживается суррогатами. То есть деньги как бы есть, но их нет. Если некое предприятие должно получить деньги от бюджета и не получает их потому, что этих денег в бюджете просто нет, оно может получить вексельный кредит (как сейчас готовится получить Метрополитен). Кредит выдает некий банк, но под гарантии Минфина.
За выдачу этого кредита правительство гарантирует банку 20-процентную прибыль от номинала выданного векселя. И вот предприятие получило вексель. Это лишь дало ему право когда-то где-то эти деньги получить. Практика показывает, что сейчас получить деньги в полном объеме нельзя, за вексель удается выручить максимум 60-80% от номинала. В результате предприятие от выделенных бюджетных ассигнований получит только 60%, а государству при обслуживании этой процедуры придется заплатить 120% от запланированной суммы ассигнования. Разница - это доход банка.
Не менее интересная история получается и с казначейскими налоговыми освобождениями (КНО). Специально уполномоченные Минфином посреднические фирмы сводят владельцев КНО с предприятиями-должниками бюджета, которые охотно, с дисконтом 20-30%, покупают КНО. Чаще всего покупателями становятся предприятия топливно-энергетического комплекса, чьи долги перед государством огромны. В результате бюджет недополучает до 30% дохода, а бюджетные организации - до 30% бюджетных ассигнований.
Похожая ситуация складывается с выдачей гарантий по кредитам банков, когда предприятие получает не деньги, а "гарантию" от Минфина. Банк выдает сумму за вычетом процентов по обслуживанию. И снова предприятие получает 60% от ожидаемых денег, а государство платит банку полную сумму.
Все эти процедуры, при которых государство тратит больше, чем собиралось, и есть обслуживание государственного долга.
В проекте нового государственного бюджета предполагается прекратить подобную практику. Однако и в петербургском бюджете основной строкой расходов является "Обслуживание внутреннего долга".

Денег просто так не дают

Петербург имеет статус региона, нуждающегося в дополнительной бюджетной поддержке. В прошлом году город получил 2,86% денег Фонда поддержки регионов, а в будущем получит только 0,79%. Как оказалось, это уменьшение связано с методикой расчетов бюджетных ассигнований, которая производится в Москве, однако сути дела это не меняет - денег будет меньше.
Что обещанные деньги из Москвы выбить трудно, известно давно. Например, теперь за то, чтобы государство заплатило Метрополитену и по программе "Центр" (реконструкция исторического центра города), бьется г-н Большаков, а процесс согласования интересов обеспечивают депутаты Оксана Дмитриева, Борис Моисеев и Александр Шишлов. Пока известно только, что Большаков обещал помощь, будет разговаривать с Черномырдиным о выделении 945 млрд. рублей на осуществление этих проектов. В перспективе - обсуждение выделения субвенции на выполнение Петербургом функции города федерального значения. Пока что таким статусом обладает только Москва. А это огромные дополнительные бюджетные ассигнования. И можно смело сказать, что г-н Лужков лукавит, когда говорит о том, что Москва не сидит ни на чьей шее, а наоборот, всем раздает средства.
Сергей Цыпляев, полномочный представитель Президента в Петербурге, считает, что город должен добиваться, с одной стороны, увеличения ассигнований из федерального бюджета, а с другой стороны, федеральный бюджет и сам-то таков, что многого от него не дождешься. "Он взваливает на себя непосильный груз, когда закладывает 20-процентный дефицит, а потом средства уходят на погашение этого долга".

Кто первым выйдет в Европу

Несовершенное федеральное законодательство не позволяет Петербургу самому решать свои финансовые проблемы и на международном уровне. Совсем свежий пример: Петербург собирается выпускать еврооблигации. Это должно принести в казну города существенную прибыль как раз по статье покрытия дефицита бюджета. Согласно международным стандартам, они не должны облагаться никакими налогами. Но как распорядится Минфин в данной ситуации, никто не знает, ведь проектом закона предусмотрено облагать налогом ценные бумаги.
Если это произойдет и с еврооблигациями, город понесет значительные убытки, выплачивая компенсации владельцам облигаций. Кроме того, петербургские депутаты опасаются, что Москва, тоже готовящаяся выйти на европейский рынок, будет тормозить выпуск петербургских еврооблигаций, и тогда наши ставки понизятся. Обоснованы ли опасения, сказать трудно, но то, что это во власти Москвы, - совершенно очевидно.
Бизнес-Шанс , 28.10.1996

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru